Альтернатива есть

Гибриды, спирт и водород

Бензиновый, но не на бензине

Фото: Автопилот

Производство альтернативных видов топлива для бензиновых моторов зависит от климатических и прочих особенностей того или иного региона. Скажем, в Бразилии активно используют производимый из сахарного тростника спирт. В США для этих целей используют кукурузу. А в Европе этиловый спирт для добавки в топливо делают из отходов деревообработки. Практически все современные модели готовы работать на бензине с 15-процентной добавкой спирта.

Первой ласточкой стал автомобиль BMW Hydrogen 7, который на одной заправке водородом мог проехать около 200–300 км, сжигая водород прямо в своем привычном двигателе V12. Эту модель даже выпустили небольшой серией в сотню экземпляров.

Фото: Автопилот

Отдельная тема – водород, который уже давно рассматривается в качестве альтернативы ископаемым видам топлива. Как-никак самый распространенный химический элемент во Вселенной. Самое главное – водород можно использовать как топливо для обычного двигателя внутреннего сгорания, который при этом сохранит возможность работать и на бензине. Правда, мощность двигателя будет несколько меньше, а для хранения водорода придется использовать специальный бак – перевозить его можно в сжиженном виде при температуре минус 253 градуса.

Водородную версию своей роторной модели RX-8 сделала и Mazda. Правительство Норвегии в 2003 году решило обеспечить возможность эксплуатации водородных автомобилей, и в 2009 году трасса между Осло и Ставангером была оснащена водородными заправками. И сейчас в Норвегии есть четыре станции для заправки водородом, которыми оперирует специально созданная в 2012 году компания HYOP.

Фото: Автопилот

Он же метис

Гибриды занимают промежуточное положение между автомобилями, потребляющими ископаемое топливо, и электромобилями. Хотя изначально ДВС ставили на электромобили ради увеличения дальности их хода, сейчас основная задача гибридного привода – собирать пропадающие напрасно излишки энергии, вырабатываемой ДВС.

Появление гибридных автомобилей в первую очередь было связано с тем, что электромобили не обладали достаточным запасом хода, о чем мы еще поговорим. Поэтому им требовалось что-то, что позволяло бы подзаряжать батареи прямо в пути. На помощь пришел ДВС. Причем схему эту придумали еще сто лет назад. Но всерьез вспомнили только в конце 90-х годов XX века.

Гибриды могут быть не обязательно электрическими. Можно запасать излишки энергии, раскручивая маховик, как это было сделано в гиробусах, или, например, сжимая воздух в баллоне пневмоавтомобиля. Или жидкость в гидроаккумуляторе.

Фото: Автопилот

В те годы Toyota представила свой знаменитый Prius, машину, которая обещает невероятно низкий расход топлива при сохранении динамики на уровне конкурентов с традиционными приводами. В этой машине помимо бензинового двигателя установлен еще и электромотор, который в определенные моменты будет помогать этому двигателю. А может и работать как генератор, используя энергию торможения и запасая ее в виде электричества в батареях.

В дальнейшем мир получил множество разных гибридов. Помимо бензоэлектрических, уже существуют и дизель-электрические гибриды, их активно производит компания Peugeot, да и такие компании, как Volvo или Audi, тоже не отстают.

Если заменить в гибриде тяжеленные батареи аккумуляторов на легкие конденсаторы, то мы получаем систему KERS, которая сейчас активно используется в болидах Формулы 1. Конденсатор точно так же накапливает заряд, как и батарея, но отдает его весь сразу и очень быстро. Незаменимая вещь, если от обгона на последнем круге зависит судьба чемпионского звания. Впрочем, и на дорожных суперкарах современности мы можем встретить подобные системы.

Фото: Автопилот

Вернуться на главную страницу проекта «Что нами движет»

Вся лента