Посадка на полис

Старый терминал международного аэропорта Пермь станет центром зоны деловой активности «Аэротрополис», решил новый владелец пермского хаба «Новапорт». Он готов спланировать площадку, где в перспективе появятся магазины, деловые центры, гостиницы, автосалоны. Интерес к проекту уже проявила столичная девелоперская компания «Арсенал-Холдинг». Проект сложный, предостерегают эксперты. Развитие деловой зоны вблизи режимного объекта несет риски несогласования, а все земельные участки вокруг старого аэропорта давно находятся в частных руках, предупреждают они.

Холдинг «Новапорт» определился со стратегией развития территории аэропорта Пермь. По словам собеседника „Ъ“ в аэропорту, авиа- и грузоперевозки будут развиваться на площадке вокруг нового терминала. Вокруг старого терминала, по замыслу акционеров аэропорта, должна возникнуть зона деловой активности — «Аэротрополис».

«Обычно аэропорт, тем более такой большой, является точкой притяжения для бизнеса. Мы подготовим общий мастер-план развития территории, обеспечим коммуникации, транспортную логистику», — подтвердил совладелец «Новапорта» Роман Троценко. По его словам, «Новапорт» будет приглашать инвесторов строить в пермском «Аэротрополисе» коммерческие объекты: автосалоны, выставочные комплексы, гостиницу. «Эта территория стопроцентно будет развиваться», — заверил предприниматель.

Собеседник в пермском аэропорту рассказал „Ъ“, что центром «Аэротрополиса» станет здание старого терминала Большого Савино. Помещение постройки 60-х годов ХХ века площадью около 3 тыс. кв. м будет отдано под выставочный зал или зал для деловых переговоров, пояснил собеседник. Общая площадь территории будущего аэротрополиса пока неизвестна.

Напомним, в начале 2015 года краевые власти определили инвестора для строительства нового аэровокзала в Большом Савино. Им стало ООО «Новая Колхида» (входит в группу «Новапорт» Романа Троценко). Генподрядчиком является компания «Альфа-Строй», которой, согласно условиям техзадания, предстоит построить трехэтажный аэровокзальный комплекс площадью более 29,7 тыс. кв. м с полным составом технологического оборудования, стоянками для автомобилей, автобусов и такси. Проект предполагает также создание сетей водоснабжения и водоотведения, отопления и вентиляции, систем связи. Новый терминал в Большом Савино должен быть построен к декабрю 2017 года. Планируется, что он позволит обслуживать до 2 млн пассажиров в год.

Что касается пермского «Аэротрополиса», то господин Троценко уточнил, что «Новапорт» не будет оператором проекта. По данным „Ъ“, интерес к проекту есть у столичного ООО СК «Арсенал-Холдинг». По данным „Ъ“, компания владеет около 30 га в районе аэропорта Пермь. Как уточнили в компании, Михаил Давыденко, гендиректор девелоперской компании ИСК «Арсенал-Холдинг», верит в перспективу своего участка, «который был приобретен в свое время с осознанным ожиданием развития земель, близких к будущему новому терминалу». По данным «СПАРК-Интерфакс», господин Давыденко владеет долей в пермском ООО «Лэнд». Его партнером числится бывший председатель правительства края Николай Бухвалов.

Собеседник в пермском аэропорту прогнозирует, что у проекта будет немало проблем. Основная — земельная. «Участки вокруг аэропорта либо находятся в собственности пермских бизнесменов и используются ими под автостоянки, либо у аграриев, которые их возделывают. Их надо будет как-то изымать», — полагает собеседник. Владелец агрохолдинга «Русь» Александр Репин, имеющий в управлении земли вокруг Большого Савино, сомневается, что земли сельхозназначения могут подойти под что-то другое, нежели под выращивание агропродукции. «Если меня попросят от них отказаться, я откажусь, если мне предложат лучшие наделы», — отметил предприниматель. Он также заметил, что развитие аэропорта — вопрос государственной важности и власть в любом случае решит его.

Вторая проблема развития аэротрополиса, по словам собеседника в аэропорту, множество ограничений. «Возле старого терминала расположено аэронавигационное оборудование, что накладывает определенные ограничения на развитие территории. Высотные здания там также не построишь», — отметил он.

Сами пермские предприниматели пока не испытывают оптимизма по поводу перспектив развития этой территории. По мнению гендиректора автохолдинга «УралАвтоИмпорт» Сергея Шаклеина, размещение автосалонов в аэропортовой зоне Большого Савино бесперспективно. «Там уже есть один автосалон — „БМВ“. Но мое мнение — идти туда бесперспективно. Город и так перегружен автосалонами, многие пустуют. Не знаю, кто бы рискнул туда идти. Да и не та сейчас экономическая ситуация», — полагает автодилер.

Генеральный директор выставочного объединения «Пермская Ярмарка» Сергей Климов советует инвестору тщательно просчитать потоки и транспортную доступность площадки. «Мы не Москва, региональные выставочные проекты ориентированы не на бизнес, это в большей мере b2c. Есть примеры в Екатеринбурге и Новосибирске, когда инвесторы, построив площадки в местах с плохой транспортной доступностью, не могут пригласить к себе население. Люди не едут, это реальный факт, — говорит он. — Построить можно все что угодно. Но хотелось бы, чтобы объект работал, а не пустовал».

Руководитель аналитического отдела Агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев считает, что сегодня многие путают терминологию «Аэротрополиса». Различие в понимании заключается в масштабах проекта, полагает эксперт: «Термин „аэротрополис“ ввел профессор Джон Касарда. И под ним понимается комплексное развитие примыкающего к аэропорту региона. Таким образом, достигаются две цели: оптимизация потока, который генерирует аэропорт, с другой стороны — упорядочивание использования территории. Если брать пример из сельского хозяйства, то есть растения, которые дополняют друг друга, а есть те, которые подавляют. Таким образом, аэротрополис — это попытка посадить такие объекты, которые бы способствовали развитию аэропорта. Но аэротрополис может быть тогда, когда пассажиропоток аэропорта составляет 20–30 млн человек в год, а площадь прилегающей территории занимает сотни гектаров. Когда же речь идет о строительстве поблизости от аэропорта выставочного центра, называть это аэротрополисом преувеличение. С другой стороны, если есть генплан, предусматривающий развитие территории вокруг аэропорта — эта инициатива здравая. Для выставочного центра легче привлечь посетителей, когда понятна логистика. Событийный туризм также дает грузопоток», — считает Олег Пантелеев.

Вячеслав Суханов, Ирина Пелявина

Вся лента