«Дамаск действительно выглядит как город, где ведется война»

Корреспондент газеты «Коммерсантъ» Александр Черных в интервью «Ъ FM»

Корреспондент газеты «Коммерсантъ» Александр Черных, недавно вернувшийся из Дамаска, рассказал подробности поездки ведущей радио новостей Светлане Токаревой.

— Расскажите о вашей поездке и о цели посещения Дамаска.

— Я сопровождал делегацию сотрудничества, наблюдал за тем, как организовывали сдачу экзаменов для сирийских абитуриентов, которые хотели бы учиться бесплатно в российских вузах согласно ежегодной правительственной квоте.

— Если в целом говорить о поездке, как вам Сирия, впечатляет?

— Дамаск действительно выглядит как город страны, где ведется война, поскольку, с одной стороны, это европейские магазины, пусть зачастую поддельных брендов, но, тем не менее, это рестораны, это уличные кафе, это люди, которые ходят совершенно спокойно по городу. С другой стороны, на каждом перекрестке блокпосты, бетонные заграждения, где за ними сидят вооруженные люди, которые досматривают практически каждую проезжающую машину; отдельные полосы для спецслужб практически на каждой дороге, которые отделены такими бетонными блоками, по которым ездят исключительно военные и спецслужбы, больше никто не может туда заезжать. И, конечно, это просто обилие людей с оружием: на всех углах, на всех перекрестках, около любой подворотни обязательно стоит человек или несколько в военной форме с автоматом, с пистолетом. Выглядит это все очень напряженно. С другой стороны, местные жители, кажется, к этому привыкли, поскольку когда их обыскивают на улице — а их обыскивают действительно практически на каждом шагу, — никто даже не возмущается, по-моему. Я стоял на одном из перекрестков и наблюдал, как патруль из пяти человек в форме совершенно разного цвета, совершенно беспорядочно вооруженных, останавливал каждого человека, который проходил мимо. Женщины досматривали женщин, мужчины досматривали мужчин. И никто в течение получаса даже не возмутился. Некоторые люди даже не прекращали говорить по мобильному телефону, пока их обыскивали.

— То есть в порядке вещей для них все происходящее.

— В общем, да.

— А туристов досматривали? Может быть, в аэропорту или в процессе вашего путешествия?

— Во-первых, практически никто сейчас не старается летать через аэропорт самого Дамаска, поскольку он находится как раз на неспокойной территории в пригороде. Центр Дамаска контролируется Асадом, его силами, но уже отдаленные пригородные кварталы по ночам превращаются действительно в арену боев, и как раз дорога из аэропорта в центр города проходит по таким неспокойным кварталам, и люди стараются без лишней надобности их не пересекать. Поэтому мы летели через соседний Ливан, через Бейрут и оттуда уже ехали на автомобилях, чтобы пересечь наземную границу. Туристов, честно говоря, я не видел в Дамаске, и как раз если заходить на рынок в какие-то лавки, то люди довольно сильно удивляются, что вообще пришли туристы. Тем не менее, у них приготовлен набор сувениров, что интересно, эти сувениры похожи на те, которые продаются сейчас в Крыму: это обилие российских флагов на всем, какие-то сирийские шкатулочки с российским флагом, выгравированными на нем словами «Спасибо, Россия», очень много магнитиков с портретами одновременно президента Путина и Башара Асада. Я даже видел магнитики, где сразу три человека: Путин, Башар Асад и лидер «Хезболлы» — организации, которая во многих странах считается террористической.

— Что вас особенно удивило в процессе этой поездки?

— Особенно удивил тот факт, что, наверное, не так много стран, где настолько подчеркивается любовь к России. Узнавая о том, что ты русский, люди тебе приносят какую-то бесплатную еду, какие-то закуски, все очень улыбаются. Понятно, что речь идет только о центре Дамаска — на остальной территории страны ситуация может быть обратной, но видно, что здесь люди, во всяком случае, действительно надеются на позицию России.

Вся лента