«Россия — не та страна, которую можно поставить на колени»

ЕС и НАТО объединяют силы

ЕС и НАТО впервые в истории подписали совместную декларацию о сотрудничестве. Свои подписи под документом поставили генеральный секретарь Североатлантического альянса Йенс Столтенберг, председатель Евросовета Дональд Туск и глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер. Сообщается, что документ обеспечит объединение ресурсов ЕС и НАТО для ответа на миграцию, гибридные угрозы или кибератаки. Президент Международного союза экспертов Александр Гусев ответил на вопросы ведущего «Коммерсантъ FM» Алексея Корнеева.

Фото: Jonathan Ernst, Reuters

— Итак, впервые подписан некий документ, обобщающий или определяющий. Что означает подписание этого документа?

— Если в целом говорить о том, что происходит сейчас в Варшаве и будет происходить завтра на саммите Североатлантического блока, то подписание этого документа в рамках НАТО — Европейский союз означает лишь одно: НАТО (под этим словом надо понимать вектор внешней политики Соединенных Штатов) объединяет усилия, от риторики переходит к стратегическому планированию — вот что очень важно. Здесь я бы хотел еще подчеркнуть не менее важную роль документа, который обозначает взаимосвязь Североатлантического блока и систему европейской ПРО той системой, которую создают Соединенные Штаты в Европе. По сути дела, это три основных столпа современной системы европейской безопасности. И сейчас саммит вообще уже окрестили в Европе как «новый Варшавский договор». Но я бы сказал, что со знаком минус.

— Повлияет ли на какие-то пункты соглашения прошедший референдум в Великобритании, как вы думаете?

— Конечно. Во-первых, и референдум в Великобритании, так называемый Brexit, и миграционная политика, и кибербезопасность, и отношения альянса с Россией — все это основные пункты повестки дня саммита. В НАТО представлены те же страны, что и в Европейском союзе, может быть, за малым исключением — туда не входит Турция, она является членом НАТО, но не является страной Европейского союза. Но, тем не менее, в блоке НАТО 28 стран, и только две страны находятся за пределами Европы — это Соединенные Штаты и Канада. Все остальное — европейские страны. Поэтому здесь архитектура одна и та же, поэтому объединение усилий в рамках Европейского союза и Североатлантического блока имеет не только политическую, но и экономическую окраску. Дело в том, что одним из основных вопросов повестки дня — он обсуждался уже на встрече министров обороны стран-членов НАТО 15 июня — является вопрос о финансировании блока НАТО. Сейчас господа примут решение о том, что каждая страна-член НАТО должна будет выделять в бюджет этой организации не менее 2,25% от уровня ВВП. Пока он значительно ниже — страны платят по-разному, от 1,5% ВВП до 1,8% ВВП, за исключением Соединенных Штатов.

Соединенные Штаты фактически содержат или содержали до настоящего времени блок, они вносили около 72% средств в бюджет НАТО, поэтому сейчас, скорее всего, на саммите произойдут своеобразные изменения уровня внесения средств и обеспечения более эффективной, как они говорят, деятельности НАТО, конечно, направленной на сдерживание агрессии России в Европе. Об этом заявил в интервью президент Соединенных Штатов Барак Обама буквально сегодня в одном из американских изданий.

— И Столтенберг заявлял, что в течение сегодняшнего дня может быть принято решение о расширении военного присутствия. Этот шаг позволит гарантировать, что нападение на одного из членов НАТО будет встречено ответом всех государств альянса. Также он отметил, что в Румынии сегодня или в будущем будет сформирована многонациональная бригада НАТО. Есть чем ответить на это России кроме многочисленных заявлений со стороны Минобороны?

— Да, вы, Алексей, совершенно правы. Создаются несколько дивизионов на ротационной основе в Румынии, странах Прибалтики и Польши, общий уровень числа военнослужащих — около 4 тыс. человек. Численность небольшая, но мы же понимаем, что такое сегодня Североатлантический блок численностью почти в 3 млн военнослужащих. Это достаточно серьезно. Плюс, если принимать во внимание еще и уровень подготовки, проведение учений и обеспеченность вооруженных сил боевыми средствами, то, конечно, мы здесь в значительной степени уступаем и по объемам вооружений, и по численности военнослужащих, но, с другой стороны, нам есть что противопоставить. Понятно, что Россия — это не та страна, которую можно поставить на колени.

Вся лента