Уральское пространство культуры

Достопримечательности

В культурном ландшафте Урала немало мест, значимых в контексте культуры всей страны. Свердловская область завлекает именами собирателя уральских сказов Павла Бажова и скульптора Эрнста Неизвестного, театрального режиссера и драматурга Николая Коляды и барда Булата Окуджавы. Все больше людей целенаправленно приезжают на Средний Урал, чтобы посетить музеи или стать участниками фестивалей и культурных акций.

Свердловская область считается одним из признанных культурных центров России. По мнению губернатора Евгения Куйвашева, благодаря насыщенной, яркой и самобытной культурной жизни и особой творческой атмосфере регион становится объектом своеобразного культурного паломничества. В регионе действует программа «Развитие культуры в Свердловской области на 2011–2016 годы», объемы капитальных вложений которой составляют около 5,5 млрд руб. Эффективно работает система стимулирования деятельности работников культуры и искусства с помощью грантов.

Например, в Екатеринбурге живет и работает театральный драматург и режиссер Николай Коляда — один из современных культурных брендов города. Его «Коляда-театр» получил бюджетную поддержку в размере 6 млн руб. на проведение фестиваля «Коляда-Plays» (театральные постановки по пьесам Николая Коляды и его учеников) и гастрольную деятельность. X Международный театральный фестиваль современной драматургии «Коляда-Plays» проходит в Екатеринбурге с 20 по 30 июня. В нем принимают участие 30 театров из 22 городов России и двух городов Польши, которые представят свои спектакли на девяти театральных площадках города.

В Нижнем Тагиле в прошлом году при поддержке областных властей был открыт литературно-музейный центр «Дом Булата Окуджавы». Центр расположен в доме, где в 1930-х годах жила семья барда (отец барда Шалва Окуджава занимался строительством Уралвагонзавода, затем возглавлял городской комитет партии, в 1937 году был репрессирован). В экспозиции представлены архивные фото Булата Окуджавы и его семьи, книги, изданные в разное время.

Литература в квартале и в парке

Екатеринбург обладает собственным Литературным кварталом, который хранит сюжеты, связанные с известными писателями-уральцами. Это уникальное культурное пространство в историческом центре города: в квадрате улиц Пушкина, Пролетарская, Царская (ранее часть улицы Толмачева) — переулок Почтовый. На территории Литературного квартала расположены восемь из десяти объектов Объединенного музея писателей Урала (ОМПУ), основанного в 1980 году. В их числе дом-музей Мамина-Сибиряка (создан в 1946 году), музей писателя Решетникова (1991), музей «Литературная жизнь Урала XIX века» (1990), музей «Литературная жизнь Урала XX века» (1993), музей кукол и детской книги «Страна чудес» (1994), а также камерный театр и летняя эстрада.

Литературный квартал — пространство, сохранившее в себе культуру, историю, архитектуру и дух города такими, какими они были во времена Мамина и Бажова. Прогулка по нему, даже без посещения музейных домов, дает возможность познакомиться с историческим обликом Екатеринбурга и вообразить, какой была жизнь горожан в XIX веке.

Музеи, посвященные жизни и творчеству Павла Бажова, располагаются за пределами Литературного квартала: дом, где жил писатель с женой и детьми, расположен на углу улиц Чапаева и Большакова, а дом, где прошло его детство, находится в Сысерти.

Несмотря на свою географическую удаленность от Литературного квартала, его сердцем является мемориальный дом-музей Павла Бажова. Именно в этом доме были созданы известные произведения Бажова, в том числе великая «Малахитовая шкатулка». Строительство дома началось в 1911 году, с 1914 года Бажов поселился в нем со своей семьей. Музеем Бажова дом стал в 1969 году, до этого времени там жила жена писателя, благодаря чему в доме удалось сохранить обстановку такой, какой она была при жизни сказателя.

По словам сотрудников музея Бажова, повседневная музейная практика подтверждает тот факт, что имя Бажова стало культурным брендом Урала, известным в России и за рубежом. «Музей принимает около 12 тыс. человек в год, многие из гостей признаются, что дом Бажова — место, которое они посещают сразу после прибытия в Екатеринбург. Много среди посетителей и таких людей, которые, оказавшись в городе на несколько часов, спешат заглянуть в гости к Бажову», — рассказывают сотрудники музея.

Мотивы сказов Бажова активно используются в проектах внутреннего туризма. Например, в прошлом году в Арамильском городском округе (23 км от Екатеринбурга) был открыт «Парк сказов», созданный в партнерстве с домом-музеем Бажова и Коптеловским музеем истории земледелия и быта крестьян. На 16 гектарах планируется разместить самые разнообразные объекты: «Царство русской сказки» с теремным дворцом, «Тропу уральских сказов», этнодеревню народов Урала «Арамильская слобода», ферму диких животных Урала «Серебряное копытце», ресторан, детский лагерь, гостиницу «Тридевятое царство».

Притягательное имя поэта

Современным узнаваемым литературным брендом Екатеринбурга с недавних пор стал поэт Борис Рыжий, чья жизнь трагически оборвалась в 2001 году. В последние годы творчество Рыжего вызывает огромный читательский и исследовательский интерес, а его имя вошло в список «обязательных» имен в современной русской поэзии.

Борис Рыжий (1974–2001) родился в Челябинске, в Свердловске (Екатеринбурге) жил с 1980 года. Как поэт сформировался в начале 1990-х. В 1999 году получил престижную российскую литературную премию «Антибукер». В России издано шесть сборников его стихотворений. Стихи Рыжего переведены на английский, голландский и другие языки. С 2002 года в Екатеринбурге с разной периодичностью проходят Дни поэзии памяти Бориса Рыжего. Посмертно Борису Рыжему присуждена литературная премия Санкт-Петербурга «Северная Пальмира» (2001).

Для ценителей поэта сотрудник ОМПУ Мария Богачева разработала пешеходную экскурсию по Вторчермету — рабочей окраине Екатеринбурга, где прошли школьные годы Бориса Рыжего. Маршрут проходит по местам, связанным с биографией поэта (школа №106, двор дома), и по местам, упоминаемым в его текстах (сквер камвольного комбината, аллея на улице Титова). Изначально экскурсия задумывалась как разовая акция. Впервые она была проведена в 2013 году. Но количество желающих посетить Вторчермет Бориса Рыжего оказалось настолько велико, что в музей теперь постоянно поступают заявки с просьбой провести экскурсию по местам текстов известного уральского поэта.

«Мы стремимся к тому, чтобы быть востребованными для обычного туриста, приезжающего в Екатеринбург. В связи с этим мы активно ищем новые, привлекательные формы подачи имеющейся у нас информации о литературе, культуре, истории города: это и интерактивные выставки, и мастер-классы, и включение в экскурсии фрагментов театрализации. Мы проявляем интерес к современному туристу и хотим быть сами интересны и ему, и представителям туристской сферы города, так как только во взаимном сотрудничестве, полагаю, может появиться качественный продукт для внутреннего рынка туризма», — отмечает заместитель директора ОМПУ Татьяна Леонтьева.

Уральская наивность

В 2008 году в Екатеринбурге по инициативе руководства и студентов факультета искусствоведения и культурологии Уральского госуниверситета был создан музей яркого представителя неофициальной культуры Свердловска 1960-90-х годов старика Букашкина (Б.У.Кашкина). Под музей выделено помещение в цокольном этаже учебного корпуса университета на Ленина, 51.

Букашкин — псевдоним Евгения Малахина (1938–2005), свердловского художника-абстракциониста, фотографа, поэта, музыканта, собирателя и популяризатора народного искусства. Его произведения отличались от артефактов искусства в их обычном понимании: он создавал абстрактные иконоподобные рельефы (иконопластику), стихотворные самиздатовские книжки, арт-книжки из коры и дерева, плакаты, «морально-шинковательные досочки» (рисунки и поучительные стихи на обычных кухонных досках), расписывал музыкальные инструменты, украшал рисунками городские заборы, стены, гаражи и помойки.

В 1988 году вокруг Букашкина возникло неформальное общество «Картинник», члены которого устраивали яркие уличные выступления с пением и игрой на самодельных музыкальных инструментах и «раздариванием» прохожим расписанных досочек с текстами Букашкина. «Все это напоминало скоморошье действо, целью которого и целью арт-деятельности Букашкина вообще было стремление сделать искусство доступным каждому. Букашкин не был художником в привычном смысле этого слова, он вдохновлял других на творчество», — рассказывает сотрудник музея Анастасия Мартынова. В начале 1990-х Евгений Малахин оставляет службу и становится, как его сейчас называют, «народным дворником». Именно в этот период возникает знаменитая «теория помойки» Букашкина, утверждающая возможность превратить любой мусор в арт-объект.

В собрании музея представлены артефакты (иконопластика, досочки, самодельные расписные музыкальные инструменты), аудио- и видеоматериалы, художественные фотографии, «антиалкогольные» плакаты, печатные издания, причудливые деревянные и бумажные арт-книги, самиздат, архивные документы, связанные c творческой практикой старика Букашкина. Сотрудники музея рассказывают, что большинство экспонатов были переданы музею родственниками Букашкина или его друзьями.

«Где бы я ни выступала с докладом про Букашкина — во Франции, в Германии или в Америке, это всегда производит очень сильное впечатление на слушателей. Сама фигура Букашкина и музей — это история альтернативных художественных процессов, развивавшихся на Урале в 1960–1980-е годы», — отмечает руководитель выставочных проектов музея Тамара Галеева. Средняя годовая посещаемость музея стремится к 5 тыс. человек.

В ближайшее время в Екатеринбурге откроется еще один музей наивного искусства, в основу которого ляжет коллекция мэра Евгения Ройзмана, переданная в дар городу. В ней представлены и неизвестные широкому кругу художники, и авторы, признанные среди исследователей наивного искусства в России, — Алексей Языков, Нина Варфоломеева, Альберт Коровкин. Коллекция наивного искусства насчитывает около 2000 единиц. Самые ранние работы в собрании относятся к концу XIX века. Все эти работы будут представлены в музее наивного искусства, создание которого должно стать символическим актом возрождения традиции дарения частных коллекций. Под музей муниципальные власти выделили здание на ул. Розы Люксембург, 18. Планируется организация сменных экспозиций, которые будут организованы по какому-либо принципу, например по принципу принадлежности работ одному автору или по принадлежности авторов к одной территории (допустим, Алапаевску или Каменск-Уральскому). «Музеи наивного искусства — самые посещаемые, так как понятны всем. Наив всегда несет добро, а это понятно и интересно и взрослым, и детям», — говорит господин Ройзман.

Иконы манят

Еще одним уральским культурным турпродуктом можно назвать невьянскую иконопись. Она сформировалась как направление в начале XVIII столетия в среде старообрядцев, приехавших на Урал для строительства демидовских заводов. Они привозили с собой образцы икон из родных регионов. Таким образом, возникшее на Урале иконное письмо сумело вобрать в себя все лучшее из разных иконописных направлений. Среди отличительных особенностей невьянских икон — высокое качество доски, на которой она написана, белоликое письмо, рельефность, проработка мельчайших деталей. Феномен невьянской иконописи охватывает собой два столетия — с XVIII по XIX век.

В Свердловской области существует несколько точек, в которых можно ознакомиться с образцами невьянской иконописи. В Екатеринбурге с 1999 года работает частный музей Евгения Ройзмана. В его экспозиции представлено около 300 экспонатов. Самая ранняя икона датирована 1734 годом, а самая поздняя 1919-м. «Появление музея привлекло внимание к феномену невьянской иконы, а несколько выставок из собрания музея, которые были проведены в крупных выставочных пространствах страны, способствовали ее признанию на всероссийском уровне», — отмечает господин Ройзман. Только в «ночь музеев» его посетили более 700 человек. В самом Невьянске (90 км от Екатеринбурга) областные власти ведут работы по реконструкции двухэтажного дома купца Дождева. Планируется, что в нем разместится экспозиция музея Невьянской иконы, мастерские и детская школа иконописи. «Наша обязанность — сохранить школу Невьянской иконы для потомков. Сегодня здесь есть мастера, которые продолжают традиции, конечно же, есть талантливые дети, которым это творчество интересно», — уверен председатель правительства Свердловской области Денис Паслер.

Эрмитаж по-уральски

Екатеринбург обладает большим количеством выставочных площадок, привлекательных с точки зрения туризма. Среди них Екатеринбургский музей изобразительных искусств, где можно увидеть образцы знаменитого каслинского чугунного литья; Екатеринбургский музейный центр народного творчества «Гамаюн», где выставляются произведения наивного искусства местных авторов. В городе уделяется повышенное внимание современному искусству, периодически проходит Уральская индустриальная биеннале. В Екатеринбургской галерее современного искусства представлены работы лучших уральских художников с XIX века по сегодняшний день, а в Ural Vision Gallery создано уникальное выставочное пространство европейского типа, представляющее разнообразие современного мирового искусства.

Несколько лет назад в Екатеринбурге при личной поддержке губернатора Евгения Куйвашева открылся единственный в стране музей всемирно известного скульптора и художника Эрнста Неизвестного, уроженца Свердловска, ныне проживающего в Нью­Йорке. По словам сотрудников музея, он пользуется повышенным вниманием представителей художественного мира, в том числе из-за рубежа. В связи с этим музей располагает аудиогидом на английском, французском и немецком языках. Ежегодно музей посещает свыше 5 тыс. человек. В экспозиции только подлинники работ Эрнста Неизвестного (скульптура, графика), ни одной копии. Кроме того, на площадке музея выставляются работы друзей Эрнста Неизвестного, и художников, близких ему по духу. Среди них работы Миши Брусиловского, Сергея Крылова, Сергея Григорьева (Сережа Пикассо), Анатолия Калашникова, Геннадия Мосина.

На культурной карте города в 2018 году появится еще одна значимая единица — культурно-образовательный центр «Эрмитаж-Урал». Соглашение об открытии филиала Эрмитажа в 2014 году подписали губернатор Евгений Куйвашев, глава Союза музеев России, генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский и глава администрации Екатеринбурга Александр Якоб. «Эрмитаж-Урал» создается на площадке екатеринбургского музея изобразительных искусств. В нем будут как сменные выставки, так и историческая экспозиция, посвященная хранению коллекции Эрмитажа в Свердловской картинной галерее в годы Великой Отечественной войны.

Александра Кирсанова, Николай Яблонский

Вся лента