«Турецкий турпродукт должен быть безопасен»

В отношениях Москвы и Анкары наметился просвет

Извинения Эрдогана можно рассматривать как первый шаг навстречу. Об этом заявил глава комитета Совфеда по обороне и безопасности Виктор Озеров. При этом он подчеркнул, что «для возвращения к нам турецких помидоров и наших туристов на курорты Турции этого мало». Восстановление отношений между странами в полном объеме будет зависеть от дальнейших шагов Турции, заявил сенатор. Вице-президент Российского союза туриндустрии Юрий Барзыкин обсудил тему с ведущей «Коммерсантъ FM» Светланой Токаревой.

Фото: Михаил Палинчак/Pool, Коммерсантъ

— Итак, если отношения между Россией и Турцией наладятся, как это отразится на турпотоке?

— Во всяком случае, это известие настраивает на оптимистичный лад, хотя, действительно, этого мало.

Потому что у Турции нормальные отношения с Европой, с Америкой, однако они тоже потоки в страну сокращают — и круизные, и туристов на курорты. Просто реально существует террористическая угроза, риски повышенные. Поэтому на самом деле только комплексное решение возможно: помимо налаживания двусторонних отношений нужно еще снизить риски в регионах, чтобы туристы были защищены и отдых был безопасным. Такой настрой, конечно, более реален.

— Но у российского турбизнеса все-таки появилась надежда на возвращение турецкого направления?

— Да, тем более что есть и депонированные средства в гостиницах, в отелях. Это дестинация, где активно работали наши авиаперевозчики, то есть можно сказать, что выгода здесь взаимная. Но это только первый шаг, и думаю, что до конца сезона предстоит еще сделать очень и очень много. Пока же потоки будут традиционно развиваться по тем направлениям, которые сложились в последний год.

— В целом россияне готовы снова лететь в Турцию? Мы с коллегами отметили, что Турция предлагает очень качественный отдых и очень привлекательные турпакеты для отдыха.

— Да, это действительно так. Но с осени прошлого года ситуация все-таки значительно изменилась. И не только из России — из других стран потоки сократились, потому что внутриполитическая обстановка изменилась. В целом же турецкий турпродукт востребован, ликвиден, интересен, многообразен, но он должен быть безопасен.

— Турпотоки сократились из-за разнарядки сверху. Когда происходит что-то у нас на этих направлениях, раньше, по крайней мере, происходило, и говорили, что убедительно просим вас не лететь или не ехать туда-то, россияне на это особо не обращали внимание — они, такие бесстрашные, летят, потому что хочется отдохнуть дешево, сердито и качественно. Это факт.

— Да, по разнарядке, но не совсем так, потому в январе в центре Стамбула 10 немецких туристов погибли в результате теракта, и на это нельзя закрывать глаза. На 60% сократились туда заходы крупнейших иностранных круизников. Поэтому ситуация иная, она требует комплексного решения, и никакой такой разнарядкой сверху ее не урегулируешь. Необходимо обеспечить и безопасность, и, конечно же, восстановить двусторонние отношения. Я думаю, что для этого нужно время. А в целом это направление знакомое, интересное и востребованное.

— Какой сигнал сверху? Может быть, какие-то конкретные слова нужны турбизнесу, чтобы он возобновил работу в этом направлении, чтобы маховик был запущен?

— Тут бизнесу никакие сигналы сверху не нужны: нужно возобновлять авиасообщение, если будет на то разрешение, а оно возможно, если, естественно, наладятся двусторонние отношения и будет обеспечена безусловная безопасность в местах размещения и приема наших и других туристов. Поэтому думаю, что на это какое-то время потребуется.

— Если все-таки будет возвращено авиасообщение между Турцией и Россией?

— Нет, оно не прекращено, но оно сокращено. И что касается турпотока, то его практически нет. Организованных туров в Турцию не реализуется, а индивидуалы, скажем прямо, на массовых направлениях единичные совершенно, поэтому они бизнес не делают и поток не формируют.

— Но мы с вами говорим о предполагаемом турпотоке.

— Конечно.

— Если он возобновится, к чему готовиться россиянам все-таки стоит ли ждать повышения цен на билеты?

— Думаю, что повышения цен не будет. Скорее наоборот, уже сейчас сезон в разгаре, поэтому в этот сезон трудно предполагать, как дальше будут развиваться отношения. В этот сезон уже вряд ли. Но хотя может, до конца года еще многое можно успеть.

— К Новому году, возможно, мы полетим в Турцию?

— На Новый год это редкое направление, хотя Стамбул интересен в любое время года, но когда это безопасно.

Вся лента