Джаз высоких стандартов

В Сочи наградили лучших молодых джазменов

Самый масштабный российский джазовый фестиваль «Усадьба Джаз» добрался до гор Кавказа. О том, как открывали молодые таланты на всесезонном курорте «Роза Хутор», рассказывает член жюри фестиваля БОРИС БАРАБАНОВ.

Фото: Дмитрий Семёнушкин / Усадьба Джаз

Фестиваль «Усадьба Джаз» в нынешнем году проходит в пяти городах, а в Большом Сочи — дебютирует, причем сразу в формате конкурса молодых исполнителей. На конкурс поступило более двух тысяч заявок. Две-три тысячи участников — это вообще стандартный минимум. Страна большая, какой музыкальный конкурс ни возьми, меньше соискателей не получается. Вообще, есть ощущение, что люди заново поверили в потенциал самой идеи конкурса, и особо активные молодые дарования шлют свои заявки на все существующие музыкальные смотры.

В жюри «Усадьбы Джаз» среди прочих авторитетных музыкальных деятелей заседали сразу несколько персон, известных по шоу «Голос»,— Антон Беляев (Therr Maitz), Мариам Мерабова, а также музыкальные редакторы и продюсеры шоу Евгений Орлов и Наталья Шамиладзе. Были выходцы из «Голоса» и среди участников состязания. По словам Евгения Орлова, самая большая проблема с музыкальными конкурсами в стране состоит в том, что «Голос» пожинает плоды собственноручно созданных стереотипов. То есть существует 30 или 40 музыкальных номеров, «стандартов», которые считает своим долгом отрепетировать любой юноша или любая девушка, выходящие к микрофону, есть некий общеупотребительный подход к вокальной работе, и отборщикам «Голоса» приходится продираться к самобытным артистам сквозь толпы абитуриентов, даже не думающих о том, чтобы выделиться на общем фоне.

В номинации «Группа» первое место на «Усадьбе Джаз» разделили а капелла-ансамбль Invoice и группа Shoo, сочетающая джазовую механику песен с русским фольклором. В номинации «Голос» жюри отметило москвичку Светлану Жаворонкову. В специфической номинации «Уникум» победу одержала группа «Цветочный 15», которая сочиняет проникновенную инди-лирику и в то же самое время вдохновенно «троллит» ее.

Гала-концерт «Усадьбы Джаз» прошел на отметке 1600 м над уровнем моря, на станции пересадки с одного подъемника на другой. Здесь хватило места и для полноценной сцены с хорошим звуком, и для фуд-корта, и для зрителей — к их услугам был целый горный склон. Днем воздух прогрелся почти до 40°С, ближе к полуночи нужно было уже надеть все теплые вещи. По части остроты и оригинальности ощущений корреспондент “Ъ” мог сравнить горную версию «Усадьбы» только с фестивалем в швейцарской деревне Церматт у подножия Маттерхорна.

Сочинский вариант «Усадьбы Джаз» предложил набирающий популярность вариант музыкального события, в котором совмещены меломанские удовольствия и туристическое приключение. Несмотря на «низкий» сезон и особенности размещения площадки, до нее добрались не менее 1500 зрителей, которые слушали на горе выступления победителей конкурса, собрание кавер-версий от группы «Фрукты», большой сет бразильянки Эллен Олейры и новую программу Therr Maitz, которая завершилась уже почти в полной темноте электронными медитациями на тему «Wicked Game» Криса Айзека и «Out Of Space» The Prodigy.

Борис Барабанов


Фестивальный квест

Концертный рынок находится в постоянном движении. С одной стороны, мероприятия с живой музыкой за последние два года стали для многих роскошью, которую можно себе позволить гораздо реже, чем раньше. С другой — организаторы концертно-зрелищных мероприятий придумывают новые формы существования в сложном современном мире. И все чаще эти формы связаны с путешествием как зрителей, так и самих зрелищ. Читайте подробнее

Как кризис отразился на фестивальной жизни

Летняя фестивальная лихорадка в Москве и Санкт-Петербурге оставляет ощущение процесса, происходящего вопреки экономической логике, считает Борис Барабанов. Также он констатирует, что публика на фестивалях существенно изменилась. Читайте подробнее

Вся лента