«Еще более анекдотичным выглядит смягчение законопроекта в последний момент»

Реплика Дмитрия Дризе

На своем последнем пленарном заседании шестая государственная Дума приняла так называемый антитеррористический пакет Яровой. Поправки в законодательство, которые, в частности, ужесточают уголовную ответственность за пособничество и пропаганду терроризма, многие правозащитники называют неоднозначными. Политический обозреватель «Коммерсантъ FM» Дмитрий Дризе считает, что власть заранее согласилась с тем, что «пакет Яровой» носит явно одиозный характер.

Фото: Дмитрий Духанин, Коммерсантъ

В первую очередь, власть проиграла пиар-войну за «пакет Яровой». По идее, террористические поправки принимаются во благо, а не во зло — это наша безопасность. Да, так бывает, что для того, чтобы бороться с террористами, приходится ущемлять гражданские права и свободы. Например, в «пакете Яровой» есть норма о недоносительстве — подобное обсуждается уже много лет. Если человек видит, что готовится теракт и проходит мимо — он преступник. Или хранение данных о звонках: да, не удобно, да, накладно, однако можно оправдать — это может помочь выследить преступника, предотвратить теракт.

Но власть ничего никому не разъясняет. А ведь можно было бы обсудить, провести общественные слушания с правозащитниками, с правоохранителями, с оппозицией, и, наконец, с бизнесом, поскольку ему нести затраты на хранение данных. Так нет, решили просто принять непопулярный законопроект, причем в последний день работы шестой Думы. Как бы соглашаясь с тем, что это «бешеный принтер» — чего вы от него хотите — таким он уйдет в историю. Никаких комментариев и разъяснений от «Единой России», никакой самозащиты.

Еще более анекдотичным выглядит смягчение законопроекта в последний момент. Такое впечатление, что одиозные нормы о лишении гражданства, в частности, за членство в международных организациях, внесли умышленно, чтобы потом с легкостью отказаться. Чтобы продемонстрировать — видите, мы слышим гражданское общество. Или чтобы остальные нормы документа выглядели менее одиозно.

Наконец, само авторство: Ирина Анатольевна Яровая, наряду с Еленой Борисовной Мизулиной, претендуют на то, чтобы стать главными героинями уходящей Думы. Депутаты-мужчины, как ни странно, запомнились меньше. Мизулина уже в Совете федерации, что касается Яровой, здесь остается открытым вопрос: продолжит ли она столь активную работу в седьмой Государственной думе, или ее деятельность будет постепенно сходить на нет. Нельзя исключать, что Яровой предложат перебраться в исполнительную власть, и со временем она возглавит какой-нибудь фонд, станет менее заметной. Наверное, все будет зависеть от обстановки в стране: если все будет тихо, подобные фигуры будут востребованы в меньшей степени. Если нет — законопроекты продолжат множиться и дальше. И, самое главное, что почти любой закон, который принимает Госдума, уже воспринимается с недоверием — а нет ли здесь попытки под видом борьбы с терроризмом создать очередные трудности для критиков власти — настоящих и потенциальных. Так что остается надеяться на лучшее — что для новой Госдумы придумали другой, более интересный сценарий.

Вся лента