Пикник с человечиной

Анна Сотникова о фильме «В тихом омуте» Брюно Дюмона

В прокат вышел фильм "В тихом омуте" — абсурдистская комедия про столкновение города и деревни мрачного французского режиссера Брюно Дюмона. Фильм доверху наполнен разными странностями и выглядит по-хорошему устрашающим, хотя в отличие от дюмоновского же "Малыша Кенкена" кажется слегка перегруженным и излишне театральным.

Летом 1910 года на виллу в Нормандии приезжает семья богачей Ван Педергемов: отец (Фабрис Лукини), мать (Валерия Бруни-Тедески), две их дочери и племянница по имени Билли, которая то носит платья и парики, то наряжается мальчиком — притом делает это с такой периодичностью, что ее/его пол невозможно определить до самого конца фильма. Позже к этой компании присоединяется мать Билли (Жюльетт Бинош), слегка истеричная особа, которая, как и все остальные, намерена отдыхать и наслаждаться видами. Буржуа встречаются с местными рыбаками Брюфорами, которые ловят мидий и переносят на руках других дачников через неглубокий залив, тот самый "тихий омут", вынесенный в название. Между старшим сыном Брюфоров, лопоухим кривозубым юношей по имени Ма Лют (так фильм называется в оригинале) и девочкой-мальчиком Билли вспыхивает страсть, не поощряемая родственниками ни одного, ни другой и приводящая в итоге к ряду волшебных событий. В то же время двое инспекторов полиции — невероятно тучный Машен и его рыжий напарник Малфой — расследуют дело об исчезновении людей в бухте: вот уже несколько недель приезжие с завидной регулярностью теряются в дюнах.

Детективная интрига "Тихого омута", впрочем, иссякает минуте на десятой (для зрителей, но не для сыщиков), и фильм оказывается абсурдистской комедией про каннибалов. Брюно Дюмон, самый мрачный французский режиссер, поражавший каннскую публику суровым натурализмом "Человечности" и "Фландрии", решил внезапно сменить тон и переключиться на комедии — первым его опытом на этом поле был отличный сериал для французского телевидения "Малыш Кенкен", заимствовавший темы из "Человечности" и вывернувший их в комедию. Вторая попытка — "В тихом омуте" — оказалась еще более макабрической, одновременно простой и сложной для интерпретации, за что многие критики не увидели в фильме ничего, кроме звенящей пустоты. Дюмон не смущается ни примитивных гэгов, ни возвышенных метафор: тут Валерия Бруни-Тедески левитирует над статуей Девы Марии (позже к ней присоединятся и остальные), толстый полицейский постоянно падает и безвольно катится в дюнах, а также раздувается от отсутствия улик, богачи представлены набором карикатурных кривляк — стоит кому-нибудь из них сесть на шезлонг, он обязательно тут же сломается. Больше других старается Жюльетт Бинош, которая берет здесь какую-то новую высоту в изображении эксцентричной богатой истерички, периодически начиная летать и петь дурным голосом. Бедняки же, напротив, выглядят угрюмо и жутковато — все, кроме прислуги Надеж (Лора Дюпре), которая кажется тут единственным нормальным человеком, так что именно своей нормальностью зачастую обеспечивает комическую развязку. Здесь странно все и в отношении всех — Ван Педергемы с одинаковым рвением восхищаются красотой пейзажей и местных моряков, при этом выглядят гораздо более надломленными и испорченными, чем хранящие свои страшные тайны бедняки. Театрально экстравагантный "В тихом омуте" — это, разумеется, и социальный памфлет, и история про моральные ограничения, которые рушит любовь, и детальное описание животной сущности человека. Возможно, этот фильм излишне перегружен странностями — в том же "Малыше Кенкене" сюрреалистические эпизоды для начала были разведены по разным сериям, чтобы в итоге сработать вместе гораздо эффектнее. Но это не отменяет восхищения тем, насколько сильны у Дюмона как чувство красоты, так и чувство юмора.

Анна Сотникова

Вся лента