«Гайдн — это прежде всего свежесть и неожиданность»

Музыкальный обозреватель «Коммерсантъ FM» Артем Липатов рассказал о пианистке Екатерине Державиной, переосмыслившей композиции Йозефа Гайдна.

Чуть больше трех лет назад, в апреле 2013 года, в мире классической музыки случилось важное событие. В Германии на небольшой, но престижной компании Profil вышел бокс из девяти компакт-дисков. На них были записаны все известные фортепианные сонаты Франца Йозефа Гайдна. Запись была сделана там же, в Германии, российской пианисткой Екатериной Державиной.

Это не уникальная история, подчеркну сразу: известны такие записи, сделанные канадцем Марком-Андре Амленом, Джоном МакКейбом, Рудольфом Бухбиндером и другими музыкантами. Каждая из них ценна по-своему. Нам же ценна запись Державиной, и не только потому, что она — наша с вами соотечественница. Катя Державина, известная в академическом мире прежде всего интерпретациями произведений Баха и особенно Николая Метнера, принесла в свою трактовку очень важный элемент: свое понимание. Недаром в буклете CD-бокса размещена ее статья, написанная с очень глубоким обоснованием собственного выбора. Это публицистика, очень персональная и очень высокого уровня.

Я разговаривал с Катей почти сразу по выходу гайдновских сонат, и спросил: чем зацепил ее Гайдн, почему именно он стал еще одним героем ее романа? Катя ответила: «Мой приятель сказал: все, что у Моцарта между красивыми темами, написал Гайдн. А Рихтер говорил, что Гайдн — это прежде всего свежесть, неожиданность. Невозможно понять, что дальше будет. Неквадратность мышления, неожиданные смены — ритмические, гармонические, фактурные... Для меня, как для исполнителя, это колоссальный простор для фантазии».

Державина записывала Гайдна 15 лет с перерывами, в Германии, с одним и тем же звукорежиссером Маркусом Брандле, который вполне может считаться соавтором этой потрясающей работы. В каждый приезд в Германию они встречались и записывали еще немного, еще чуть-чуть. Вот слова Державиной: «Маркус сам болел за этот проект. Он работал бесплатно, приходил в любое время, когда я приезжала, однажды даже ночью записывали. Мы монтировали записи вместе и думали совершенно одинаково. Мне, наверное, просто повезло».

А теперь внимание. Почему я рассказываю об этом именно сейчас? Да потому, что на прошлой неделе Катя Державина получила письмо из Германии, письмо от директора компании Profil Гюнтера Хесслера. Стоит привести его перевод:

«Дорогая фрау Державина,

Хорошие новости из Франции: Вы получили музыкальную награду Choc крупного журнала Classica. Поздравляю!»

Сhoc — это действительно крупная награда. Она не имеет воплощения в материальном виде, но она значима, и весьма. В 1998 году, когда ее присуждал не существующий ныне журнал Le Mond de la Musique, Екатерина Державина уже была ее удостоена за запись баховских «Гольдберг-вариаций». Поздравляю замечательную пианистку, лауреата международных конкурсов и старшего преподавателя Московской консерватории с высокой оценкой ее невероятной работы и хочу, чтобы мою радость разделили и вы, послушав фрагмент сонаты ми-бемоль мажор №16 по каталогу Хобокена — списку всех известных произведений Франца Йозефа Гайдна.

Вся лента