"Ростех" готов прощать и менять

Госкорпорация хочет конвертировать долги АвтоВАЗа в акции

"Ростех" готов простить АвтоВАЗу 20 млрд руб. долга, а еще 31 млрд руб.— конвертировать в капитал компании. В такой ситуации уставный капитал АвтоВАЗа может увеличиться в несколько раз, а при допэмиссии обыкновенных акций "Ростех" может получить контроль над заводом. Но в Renault-Nissan не отказываются от участия в докапитализации, хотя параметры своего участия до сентября не раскрывают. По расчетам аналитиков, для сохранения своей контрольной доли альянсу придется внести в капитал АвтоВАЗа порядка 60 млрд руб.

Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ

Вчера на собрании акционеров АвтоВАЗа замгендиректора "Ростеха" Сергей Скворцов обрисовал схему снижения долговой нагрузки завода. Он предложил списать 20 млрд руб. из долга АвтоВАЗа госкорпорации, а еще 31 млрд руб.— конвертировать в его капитал. Окончательное решение по докапитализации будут принимать правительство и Renault-Nissan, контролирующий АвтоВАЗ, к началу сентября. В "Ростехе" "Ъ" сообщили, что все планы по докапитализации, включая списание долгов и конвертацию, согласовываются с Renault. В Renault-Nissan подчеркнули, что это одна из частей докапитализации, отметив, что альянс примет в ней участие. Также акционеры одобрили привлечение до 62 млрд руб. кредитов у ВЭБа на срок не более десять лет под 11% годовых.

Renault-Nissan получил контроль над АвтоВАЗом в 2014 году через СП с "Ростехом" Alliance Rostec Auto B. V. На конец 2015 года у СП было 74,5% капитала АвтоВАЗа, доля Renault в Alliance Rostec Auto BV — 50% минус 1 акция, 17,13% — у Nissan, 32,87% — у "Ростеха". Уставный капитал АвтоВАЗа — 11,4 млрд руб.

Решение о списании долгов в "Ростехе" мотивировали отсутствием возможностей бюджета для выделения помощи АвтоВАЗу. В июне гендиректор "Ростеха" Сергей Чемезов говорил "России 24" о планах докапитализации АвтоВАЗа за счет конвертации долга в акции и внесения Renault дополнительных средств. Но без участия Renault-Nissan конвертация 31 млрд руб. долга в капитал может сильно изменить доли акционеров АвтоВАЗа: сейчас его уставный капитал — 11,4 млрд руб. (20,22% — привилегированные акции, 79,78% — обыкновенные, номинал бумаг — 5 руб.). Вчера курс обыкновенных акций на Московской бирже составлял 7,33 руб. за штуку, префы торговались ниже номинала — 3,385 руб. Если конвертировать 1 руб. долга в 1 руб. капитала, "Ростех" может получить дополнительно 6,2 млрд новых префов (в 2,7 раза больше всего нынешнего уставного капитала), или 4,2 млрд обыкновенных акций (в 2,3 раза больше, чем весь их объем у АвтоВАЗа сейчас). Даже без учета доли "Ростеха" в СП с Renault-Nissan госкорпорация может получить при конвертации почти 70% обыкновенных акций, вернув контроль над концерном.

В первом квартале чистый убыток АвтоВАЗа по МСФО вырос в 48 раз, до 8,5 млрд руб., выручка снизилась на 20,8%, до 38,4 млрд руб. Обязательства группы на конец марта — 128,5 млрд руб., долгосрочные — 61,7 млрд руб. По итогам 2015 года АвтоВАЗ показал рекордный убыток, выросший втрое, до 73,8 млрд руб. В Ростехе заявили, что ВЭБ и Сбербанк — крупнейшие кредиторы АвтоВАЗа, "акционеры ставят их в известность относительно планов оздоровления", те поддерживают планы по поддержке АвтоВАЗа. В банках на запросы "Ъ" не ответили.

По итогам 2015 года убыток Renault от участия в АвтоВАЗе составил €620 млн, и в феврале французский концерн отмечал, что "обсуждает с остальными акционерами возможность будущей докапитализации, которая может привести к консолидации предприятия Renault". Ранее источники "Ъ" (см. "Ъ" от 15 февраля) не исключали, что поставщиком средств для АвтоВАЗа станет Renault-Nissan с возможным ростом его доли (в 2009 году АвтоВАЗу помог займами "Ростех"). Французский концерн был готов сейчас дать АвтоВАЗу 20 млрд руб. на полгода под 11,5% годовых, но акционеры не приняли решение: не было кворума в 50% акционеров, не заинтересованных в сделке. В Renault-Nissan "Ъ" подтвердили, что должны были голосовать миноритарии, кворум не набрался.

Владимир Беспалов из "ВТБ Капитала" считает, что "Ростех" не будет единственным участником докапитализации, "Renault-Nissan не будет снижать свою долю в компании". Но если акционеры сохранят свои доли, Renault-Nissan должен будет принять участие на сумму более 60 млрд руб.

Анастасия Веденеева

Вся лента