Минвостокразвития причалило

Ведомство хочет распоряжаться всеми пирсами на Дальнем Востоке ради инвестиций

Минвостокразвития предлагает передать морские причалы на Дальнем Востоке для их «оперативного вовлечения в инвестиционный оборот» подконтрольной «Корпорации развития Дальнего Востока» (КРДВ). Обосновывая инициативу, министр Александр Галушка сослался на проблемы ОАО «Владморрыбпорт», которое из-за отсутствия договора аренды не может начать финансирование строительства холодильника. Как выяснил „Ъ“, спор компании с ФГУП «Нацрыбресурс» тянется с 2013 года, причем порт, проиграв все суды, до сих пор не освободил причалы. Проблемы с портовой инфраструктурой есть и у других потенциальных инвесторов, подчеркивают в КРДВ.

Александр Галушка нашел способ повышения эффективности рыбных портов

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

Министерство по развитию Дальнего Востока внесло в правительство РФ проект поправок в закон о территориях опережающего развития (ТОР), которыми предполагается сделать возможной передачу причальных сооружений в морских портах в собственность подконтрольному АО КРДВ. Об этом заявил на совместной коллегии Генпрокуратуры и Минвостокразвития в Хабаровске министр Александр Галушка. «В правительстве уже состоялось согласительное совещание, наше предложение поддержано. Рассчитываем, что в осеннюю сессию работы парламента поправки будут приняты»,— сказал господни Галушка.

КРДВ, полагают в министерстве, «сможет оперативно вовлекать причалы в инвестиционный оборот». Сейчас проблемы из-за портовой инфраструктуры испытывает как минимум один инвестпроект — создание холодильно-складского комплекса за 3,6 млрд руб. во владивостокском порту, уточнил министр. Из этой суммы 1,2 млрд руб. готово предоставить АО «Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона» (ФРДВ), соглашение о финансировании подписано, но «из-за отсутствия договора аренды проект стоит на месте», посетовал Александр Галушка.

ФРДВ еще в сентябре 2015 года обязался предоставить 10-летний заем структурам ОАО «Владивостокский морской рыбный порт» (ВМРП) на строительство холодильника вместимостью до 20 тыс. т и мощностью перевалки до 250 тыс. т в год. За 2015 год порт перевалил 2,5 млн т грузов, в том числе 307,5 тыс. т рыбопродукции (40% от грузооборота всех дальневосточных портов). В марте статус резидента Свободного порта Владивосток (СПВ) получило ООО «Владивостокский рыбный терминал», заявившее инвестиции в размере 800 млн руб. 52% капитала компании-резидента, по данным Kartoteka.ru, владеет московское ООО «Геотэкс» Марии Катуниной (собственник 51,9% ВМРП), еще 48% — член совета директоров порта Денис Сарана. В марте гендиректор «Владивостокского рыбного терминала» Алексей Златкин обещал, что компания начнет строительство нового холодильника в июне.

Как выяснил „Ъ“, проблемы с арендой причалов у ВМРП возникли еще в 2013 году. Тогда в продлении договора аренды на федеральное имущество порту отказало подконтрольное Росрыболовству ФГУП «Нацрыбресурс» — в хозяйственном ведении предприятия находятся все гидротехнические сооружения в рыбных портах Дальнего Востока. Порт в 2014–2015 годах пытался через арбитражи обязать ФГУП продлить аренду на 49 лет, но проиграл. Однако вернуть причалы, несмотря на наличие решения в свою пользу, у «Нацрыбресурса» не получается до сих пор. В мае Арбитражный суд Приморского края обязал ВМРП освободить причалы, но 20 июня порт подал апелляционную жалобу. Дата ее рассмотрения еще не определена.

Сейчас, по данным Александра Галушки, «75% причалов рыбных терминалов морских портов имеют критический износ, а более 40% холодильных мощностей морально и физически устарели». Пирсы в рыбных портах за последние годы не раз предлагалось передать в ведение других структур — например, ФГУП «Росморпорт» (курируется Минтрансом). К «Росморпорту», впрочем, тоже есть претензии у потенциальных инвесторов: весной ООО «МТТ-Камчатка», желающее стать резидентом ТОР «Камчатка», заявило, что не может составить бизнес-план для подачи заявки на статус резидента из-за того, что ФГУП, владеющий смежными причалами, не согласовывает арендные ставки. Пока же субъекты, где реализуются портовые инвестпроекты, предпочитают выходить напрямую на Росрыболовство с просьбами о долгосрочной аренде причалов — в апреле с таким предложением в ведомство обратилось правительство Сахалина в отношении порта Корсаков.

Гендиректор КРДВ Денис Тихонов пояснил „Ъ“, что на данный момент в ТОР и СПВ есть три проекта, связанных с модернизацией причальных сооружений, которые испытывают трудности с доступом к ним. По его словам, среди них, кроме проектов «МТТ-Камчатка» и «Владивостокского рыбного терминала», также резидент СПВ ООО «Находкинский морской рыбный порт» с инвестициями 3,9 млрд рублей. «На мой взгляд, инициатива министерства о внесении поправок в федеральный закон значительно повысит эффективность и скорость реализации подобных проектов»,— заявил господин Тихонов.

В «Нацрыбресурсе» оперативно прокомментировать „Ъ“ инициативу Минвостокразвития не успели.

Дмитрий Щербаков

Вся лента