С прицелом на "Балтийский СПГ"

Daelim Industrial стала партнером проекта терминала в Высоцке

Технологическим донором завода по производству сжиженного природного газа (СПГ) в Высоцке стала южнокорейская компания Daelim Industrial. Для строительства терминала с годовой выработкой топлива 660 тыс. тонн создано совместное предприятие (СП) "ОМЗ-Дэлим", принадлежащее ПАО "Объединенные машиностроительные заводы" и корейской компании. Как заявляло ранее руководство основного инвестора — Газпромбанка, опыт совместного строительства завода впоследствии может быть использован в создании крупнотоннажных производств СПГ, к которым относится и "Балтийский СПГ" (порт Усть-Луга) производительностью 10 млн тонн в год. На сегодня реализация мегапроекта заморожена из-за отсутствия технологий.

В ходе Петербургского международного экономического форума ПАО "Объединенные машиностроительные заводы" (ОМЗ) подписало контракт на закупку российского оборудования для среднетоннажного завода СПГ в порту Высоцк. По условиям контракта, покупателем двух компрессорных агрегатов выступает СП "ОМЗ-Дэлим", которое строит терминал в Высоцке. Поставит оборудование одна из подконтрольных Газпромбанку структур.

"ОМЗ-Дэлим" на 49% принадлежит ПАО "ОМЗ", еще 48% владеет Daelim Industrial, оставшиеся 3%, по данным "СПАРК-Интерфакс" (www.spark-interfax.ru), находятся в собственности Михаила Смирнова — действующего гендиректора и председателя правления ОМЗ. Для высоцкого терминала СП закупит два компрессорных агрегата у петербургского АО "РЭП Холдинг" — другой промышленной компании, входящей в группу Газпромбанка. Сумма контракта не разглашается.

Господин Смирнов рассказал "Ъ", что партнерство с корейцами не исчерпывается строительством завода СПГ в Высоцке. Совместное предприятие также строит комплекс по глубокой переработки нефти на Омском нефтеперерабатывающем заводе. К созданию совместного предприятия привело нежелание западных подрядчиков работать с российским оборудованием.

"На определенном этапе, года три назад, мы столкнулись с тем, что нам очень сложно продать продукцию нефтегазовой тематики. Клиентам не нужны отдельно взятые компоненты. Они хотели бы получить целиком завод — профессионально построенный компанией-подрядчиком. В результате практически все проекты подобного характера в России стали реализовываться EPC-подрядчиками из-за рубежа. В России таких компаний не было. Зарубежные EPC-подрядчики, приходя в Россию, привозили с собой десятилетиями накопленные связи. Это компании из Италии, США, — объяснил Михаил Смирнов. — По сути, мы лишались возможности продать свое оборудование на конкурентной основе просто потому, что оно в силу удобств конкретного подрядчика замещается импортным. Чтобы изменить ситуацию, мы выбрали стратегического партнера — корейскую компанию Daelim, которая занимается EPC-подрядом уже несколько десятилетий".

Завод по производству СПГ в Высоцке — детище Газпромбанка, который инвестирует в проект, по разным оценкам, от 40 до 50 млрд рублей. Терминал должен быть построен в 2018 году. Кроме денег, банк вкладывает в проект произведенное в России оборудование: у финансовой структуры есть группа промышленных предприятий, развивающих направление СПГ. Заказчиком строительства выступает ЗАО "Криогаз", также входящее в Газпромбанк. У "Криогаза" уже есть малотоннажные заводы в Псковской и Калининградской областях, будет построен завод в Карелии. Завод под Выборгом станет первым среднетоннажным проектом компании.

Как ранее писал "Ъ", в России нет технологий для среднего и крупного объемов производства СПГ. Сложилась ситуация, когда у Газпромбанка есть все необходимое для строительства завода среднего производства — от финансов до собственных производителей оборудования. Не хватает только компетенций для реализации проекта большего масштаба. Как рассказывал весной первый вице-президент — начальник департамента нефтегазовых проектов Газпромбанка Михаил Родионов, международный партнер привлекается только на условии доступа структур банка к инженерным технологиям.

Подготовительные работы на арендованном в порту участке начались в феврале, строительство терминала стартовало весной.

Герман Костринский, Алина Третьякова

Вся лента