Главные по тарелкам

РФПИ получит долю во французском производителе посуды Arc

Производитель посуды Arc привлек $250 млн от Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ), его ближневосточных партнеров и CDC International Capital. Из этих средств $100 млн компания направит на строительство собственного завода под Калининградом. У Arc уже есть своя площадка в России, новое производство позволит увеличить в два раза мощности по выпуску посуды, российский рынок которой оценивается в $400 млн.

Фото: Александр Чиженок, Коммерсантъ

РФПИ и французская компания CDC International Capital (подразделение государственной финансовой группы Caisse des Depots) инвестируют $250 млн в мирового производителя посуды Arc (бренды Luminarc, Cristal d'Arques и др.), рассказал "Ъ" CEO Arc Тим Голлин в кулуарах Петербургского международного экономического форума. "Эти средства пойдут на расширение производственных мощностей группы в целом, из которых $100 млн пойдут на строительство завода в Калининградской области",— сообщил господин Голлин. Условий сделки с РФПИ в Arc не раскрывают. Гендиректор РФПИ Кирилл Дмитриев подчеркнул, что это первая российско-французская сделка. "Мы с французскими и ближневосточными партнерами инвестируем в международную компанию, получаем миноритарный пакет ее акций с минимальной гарантированной доходностью",— добавил он, отказавшись раскрыть цифры. Имена ближневосточных партнеров в РФПИ не уточняют. Источник "Ъ", близкий к сторонам, сообщил, что 50% средств вносит CDC, 50% — РФПИ и партнеры.

Согласно бизнес-плану, калининградское предприятие Arc будет выпускать 55 тыс. тонн изделий в год (сопоставимо с 50 млн тарелок) из прозрачного и белого стекла под такими брендами компании, как Luminarc, Arcoroc, Arcopal, рассказал глава Arc. Господин Голлин ожидает, что 30% выпускаемой в Калининграде продукции будет отправляться на экспорт в страны СНГ и Европу.

У Arc уже есть свое российское производство в Гусь-Хрустальном (ООО "Опытный стекольный завод"). Новая площадка позволит увеличить производственные мощности компании в России примерно в два раза, что необходимо, чтобы покрыть растущий спрос на продукцию, поясняет Тим Голлин. По словам источника "Ъ" на рынке, бренд Luminarc сейчас лидирует в России в сегменте стеклянных тарелок, однако на заводе в Гусь-Хрустальном они не выпускаются.

Тим Голлин подчеркнул, что завод в Калининграде станет первым построенным компанией с нуля, а не купленным производством за последние 20 лет. Arc получила 45 га земли в аренду на 49 лет с правом последующего выкупа. Начало строительных работ запланировано на первую декаду 2017 года, они могут занять полтора-два года.

Весь рынок посуды в России в прошлом году, по оценке Тима Голлина, составил $400 млн (около 26,3 млрд руб. по курсу ЦБ на 16 июня). Доля Arc на нем за последние три года выросла с 20% до 30%, добавляет он. Выручка компании в России в 2015 году составила 2 млрд руб., по итогам 2016 года она вырастет до 3 млрд руб., ожидают в Arc. По статистике Федеральной таможенной службы, в 2015 году в Россию было импортировано кухонной и столовой посуды на $13,2 млн. Крупнейшие поставщики — Германия ($4,2 млн) и Чехия ($2,03 млн).

Ближайший конкурент Arc в России — турецкая Pasabahce, у которой есть собственное производство в городе Бор Нижегородской области (ООО "Посуда"). По словам представителя компании, Pasabahce — лидер на отечественном рынке стеклянной посуды (собственная доля не называется). В Pasabahce добавляют, что большая часть продаваемой посуды в России сейчас — отечественного производства, однако называть примерное соотношение не стали. Часть сырья при этом, в частности песок, Pasabahce закупает на Украине, остальные компоненты производства преимущественно российские.

Анастасия Дуленкова, Анатолий Костырев

Вся лента