Ретро под откос

Старые локомотивы могут запретить с августа

Минпромторг настаивает на введении с августа запрета на продление срока службы старых локомотивов без модернизации. Запрет должен был вступить в силу еще в 2014 году, но владельцы локомотивов тогда получили отсрочку на два года. С Минпромторгом согласны не все: Минтранс и Минэкономики РФ считают, что нужно еще два года отсрочки, Казахстан — один. По мнению экспертов, запрет ударит по промышлености, имеющей в собственности очень старые маневровые локомотивы, но даже Минпромторг готов обсуждать исключение для локомотивов, работающих на путях предприятий.

Фото: Екатерина Титова, Коммерсантъ

Минпромторг выступил против дальнейшей отсрочки на продление срока службы старых локомотивов без модернизации, сообщил и. о. директора департамента транспортного и спецмашиностроения министерства Всеволод Бабушкин (цитата по "Интерфаксу"). Соответствующий техрегламент Таможенного союза вступил в силу еще в августе 2014 года, переходный период завершается 1 августа. Таким образом, с начала августа для продления срока службы локомотивов понадобятся модернизация и обязательная сертификация. Господин Бабушкин пояснил, что двухлетнего тайм-аута с 2014 года достаточно для устранения проблем и приведения в порядок документации.

Минтранс ранее заявлял, что согласовывает отсрочку как минимум еще на год. Господин Бабушкин уточнил, что на совещании у замминистра транспорта Алексея Цыденова Минтранс предложил сдвинуть дату на 2018 год, казахстанская сторона предлагала 2017 год. В Минтрансе вчера вопрос "Ъ" об отсрочке переадресовали в правительство. В Минэкономики заявили, что против позиции Минпромторга и поддерживают необходимость отсрочки еще на два года: "В противном случае мы можем констатировать возможность появления дефицита локомотивов". В "Трансмашхолдинге" комментариев не дали, с группой "Синара" связаться не удалось.

В ОАО РЖД (владеет 20,9 тыс. локомотивов) отметили, что с основания компании в 2003 году закуплено более 5 тыс. локомотивов, средний износ за последние десять лет снизился с 82% до 69%. О том, сколько локомотивов ОАО РЖД придется списать, там не сообщили. В 2014 году монополия купила 660 локомотивов на 76,5 млрд руб., на 2015 год было предусмотрено выделение 60,2 млрд руб. на закупку 484 единиц, план на 2016 год — 507 локомотивов на 69 млрд руб. При этом компания может отойти от закупок: президент ОАО РЖД Олег Белозеров на прошлой неделе заявил, что монополия может брать в аренду или лизинг тяговый подвижной состав, механизм может заработать уже в 2017 году.

При этом запрет продления сроков грозит не только ОАО РЖД, но и частным владельцам локомотивов. Их суммарный парк на порядок меньше, но, как замечает глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров, запрет грозит коллапсом малым и средним грузовладельцам, не обновлявшим парк локомотивов на путях предприятий. Эксперт считает, что необходима отсрочка: если в случае с вагонами запрет продления приводит к сокращению профицита парка, на рынке локомотивов профицита не наблюдалось. Маневровые локомотивы очень дороги — например, подержанный четырехосный маневровый локомотив стоит 12-14 млн руб., шестиосный — 13,5-16 млн руб., новые шестиосные локомотивы — 46 млн руб., восьмиосные — 70-80 млн руб., говорит господин Бурмистров.

Если запрет будет введен постепенно (например, сначала списание локомотивов, отслуживших два срока, потом — полтора и так далее, или, как в случае с вагонами, запрет не распространится на заводские пути), это облегчит ситуацию, полагает Михаил Бурмистров. Господин Бабушкин уточнил, что Минпромторг готов обсуждать отдельные моменты в части маневровых локомотивов, которые используются на промпредприятиях.

Анастасия Веденеева, Наталья Скорлыгина

Вся лента