«Сегодня художник может вообще ничего не делать сам»

Художник Владимир Дубосарский рассказал „Ъ“ о том, что сейчас происходит в современной живописи и не только в ней.

Художник Владимир Дубосарский

Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ

— Вы более всего известны по картинам, написанным совместно с Александром Виноградовым. Но на воронежской выставке есть и инсталляции, и видео.
— Так получилось, что наш проект с Александром Виноградовым был долгим и успешным, и случился перекос в живопись. Но, когда я начинал в 1990-е, я делал реди-мейд, скульптуры, видео. Я, по-моему, первый в России снял полнометражный фильм на фотоаппарат, только не знал тогда, что это станет, что за этим будущее: у меня просто видеокамеры не было. По сути наш с Виноградовым проект — своего рода живописный перформанс, растянутый почти на 20 лет. Так что мне интересны все направления искусства.

— Легко ли художнику успевать работать во многих сферах?
— Современное искусство вообще не предполагает, что ты что-то должен делать сам. Например, говорят, Джефф Кунс вообще не участвует в создании своих больших работ, за него все делают другие, он только придумывает концепцию. И это нормально, так было всегда — у того же Рубенса было много подмастерьев. Хотя, конечно, можно понять, где рука мастера, а где нет. Так, главное дело художника сегодня — придумывать… Пришло время, когда любой человек может заниматься искусством. Многие воспринимают это как недостаток, а на самом деле это достоинство. Художник в моем представлении не является человеком уникальным. Просто раньше он получал уникальное ремесло от мастера из рук в руки, но искусство все время двигалось по пути упрощения, к свободе. Фотография в свое время, например, разрушила монополию художников на картинку — сегодня каждый на телефон может наделать кадров, и это может быть интереснее, чем работы обремененных знаниями художников. Сегодня для того, чтобы стать художником, нужны по сути две вещи. Первая — хотеть им быть. Вторая — пойти туда, где художники тусуются, потому что всегда нужно быть в творческой среде.

— Как в таком случае, если границы стерты, функционирует арт-рынок?
— Границы не стерты, для этого есть институции и кураторы, которые отбирают материал. Арт-бизнес же в каком-то смысле похож на торговлю нефтью. Альтернативные виды топлива и энергии придуманы давно, но есть нефтяное лобби, которое тормозит их продвижение, потому что они хотят зарабатывать дальше и дальше. Но в какой-то момент это кончится. То же самое и здесь. Люди, которые строят арт-систему, будут также до конца защищать свои вложения.

Беседовал Игорь Сергеев

Вся лента