В Воронеже открылись выставки Платоновского фестиваля искусств

В конце прошлой недели в рамках Платоновфеста открылось сразу несколько выставок. Так, экспозиция «Живу и вижу» (расположилась в выставочном зале музея имени Крамского в центре Воронежа) Пушкинского музея призвана заменить в программе фестиваля неожиданно отмененную выставку петроградского авангарда. Впервые в Воронеже можно увидеть произведения художников-нонконформистов из коллекции поэта и критика Всеволода Некрасова, всего почти 100 работ. А на третьем этаже того же музея открыта персональная выставка одного из самых значимых российских художников Владимира Дубосарского. «Когда я вырасту» — это серия работ, основанных на иллюстрациях советского художника Владимира Конашевича. Господин Дубосарский наполняет черно-белые рисунки цветом и делает из детской книжки экскурс в воспоминания.

Другой отечественный художественный бренд — арт-группа AES+F — показывает в арт-центре «Коммуна» подготовленную для 56-й Венецианской биеннале видеоинсталляцию Inverso Mundus («Перевернутый мир»). Авторы-художники, обращаясь к позднему Средневековью и эпохе Возрождения, переносят идею «мира наизнанку» (популярная тема в европейском искусстве той эпохи, вызванная сломом средневековой системы ценностей) в XXI век. В интерпретации AES+F абсурдные сюжеты ушедших эпох разворачиваются в современной обыденности: уборщики с внешностью метросексуалов заваливают город мусором, женщины-инквизиторы мучают мужчин на дыбе в стиле IKEA, дети и старики сражаются в боях без правил. Inverso Mundus — единственная платная выставка в «Коммуне», на остальные три вход свободный.

Мust see для киноманов — выставочный проект «Незавершенный Эйзенштейн». В его основе — незаконченный фильм «Да здравствует Мексика!» (в самом разгаре съемок Сталин отозвал съемочную группу, а весь отснятый материал остался в Америке). 300 кадров ленты, 40 фотографий рабочих моментов, 40 напечатанных копий мексиканских рисунков Сергея Эйзенштейна и 16 «сопровождающих кадры» рисунков. Выставка создана специально для Платоновского фестиваля Наумом Клейманом — российским историком кино, одним из крупнейших специалистов по творчеству Эйзенштейна, директором «Эйзенштейн-центра». С ней соседствует экспозиция молодого фотографа Алексея Бычкова. Вместе с актером Борисом Голощаповым, выступившим в роли модели, он представил свое видение платоновского сокровенного человека — масштабные фотографии находятся почти в полной темноте, а ощущение замкнутого пространства создает непроницаемая портьера и звуки падающих камней: зритель будто бы оказывается заваленным в какой-то пещере. Еще один современный автор — Александр Шишкин (знаменитый прежде всего как театральный художник и постоянный соавтор режиссеров Юрия Бутусова и Андрея Могучего). Его «Практики взросления» — это масштабная инсталляция (занимает практически весь второй этаж арт-центра) из множества фигур, сделанных из фанеры и расписанных художником вручную. Посыл: школьный урок — это религиозная месса, а взросление — встраивание в репрессивную систему общественных отношений.

В выставочном зале на улице Кирова открыт «Театр Таирова и Коонен». В центре внимания выставки — жизнь реформатора сцены, апологета «синтетического театра» Александра Таирова и его музы — жены Алисы Коонен. В Воронеж привезли подлинные предметы из коллекции бахрушинского музея — макеты декораций, реконструкции и эскизы костюмов, в том числе к знаковым спектаклям Камерного театра: «Сакунтале», «Саломее», «Федре», «Оптимистической трагедии», «Мадам Бовари», «Богатырям».

Наталья Витвицкая, Игорь Сергеев

Вся лента