«Проблема имеет под собой очень серьезную подоплеку»

Германия признала геноцид армян в Османской империи

Турция отзывает посла в Германии для консультаций. Об этом сообщил турецкий телеканал 24 TV. Анкара приняла такое решение после того, как Бундестаг Германии принял резолюцию о признании геноцида армян. Речь идет о событиях 1915 года, когда в Османской империи погибло около 1,5 млн армян. Турция неоднократно отвергала обвинения в геноциде и предупреждала канцлера Германии Ангелу Меркель, что резолюция Бундестага может испортить двусторонние отношения. Политолог-востоковед Александр Сотниченко обсудил тему с ведущей «Коммерсантъ FM» Натальей Ждановой.

Фото: Flickr / almanyaembassy

— Первая реакция достаточно стандартная: если какие-то такие вещи происходят, то обычно осуществляется отзыв посла. А если говорить о том, что будет происходить в долгосрочной перспективе, Эрдоган уже сказал, что это окажет серьезное воздействие на отношения двух стран, буквально пару минут назад пришло это сообщение. Как вы думаете, как будут складываться отношения Берлина и Анкары после этого?

— Я думаю, что это касается не только отношений между Берлином и Анкарой, но и отношений между всем Евросоюзом и Турцией. Потому что Берлин, как известно, является негласной экономической столицей Евросоюза. И, разумеется, что хотят показать немецкие парламентарии Турции, то, что Турция, судя по всему, никогда уже не станет членом Евросоюза и что граница Европы будет совершенно четко проходить по границам Турции. То есть немцы хотят напрямую показать, что все проблемы, связанные с терроризмом, с беженцами и тому подобными вещами, должны остаться за пределами вот этой самой цивилизованной Европы, в которую Турцию, разумеется, допускать никто не собирается не только в ближайшее время, но вот этим они хотят показать, что вообще не собираются.

— Это такой демонстративный шаг или, вы думаете, нельзя ему такого серьезного значения придавать?

— Нет, это очень большое значение. Потому что проблема геноцида как такового имеет под собой очень серьезную подоплеку. Обратите внимание, что проблема холокоста лежит в основе национальной идентичности израильтян. И вопрос не только в каком-то признании, потому что вслед за признанием должно идти уже давление на эту страну с требованием определенных компенсаций и материальных, и территориальных. И Европа таким образом хочет показать, что она в этом вопросе находится на стороне Армении. Армения, как известно, не признает территориальную целостность Турции, считает, что нужно у Турции отобрать определенные территории и требовать от Турции компенсации за этот самый геноцид 1915 года. Раньше Европа была куда более покладистой, то есть показывала таким образом, что с Турцией имеются особые отношения, что вопрос геноцида является предметом дискуссии именно ученых, там, в университетах, но не предметом политики. Однако сейчас он стремительно политизируется, и решение именно Германии, потому что, на самом деле, еще там ряд, вот, например, Франция тоже уже признала геноцид армян.

— Франция, да, вот я хотела как раз об этом поговорить, что Франция, Швейцария, Польша, а также Европарламент признали ранее тоже факт геноцида, но при этом как-то с Турцией, несмотря на это, работали.

— Нет, значит, Европарламент — это, в общем, институт, такой еще пока достаточно эфемерный с точки зрения международного права, но, тем не менее, с Францией там такая была история, что они признали геноцид, а потом ввели уголовную ответственность за его отрицание, но потом все-таки отменили. Но, тем не менее, если две крупнейшие страны Евросоюза, то есть Германия и Франция признают геноцид, тем более Германия, у которой давнишние связи с Турцией, — там огромная турецкая диаспора, то это действительно серьезнейший знак для Анкары, — что ее не хотят видеть в качестве ближайшего союзника, в качестве потенциального члена Евросоюза и в качестве партнера по диалогу. С моей точки зрения, для России это достаточно позитивный знак, поскольку сейчас у нас с Европой очень напряженные отношения, к сожалению, и с Турцией…

— А теперь есть против кого дружить, да? Теперь можно дружить против Турции.

— Да-да-да, и, разумеется, такое решение работает на пользу тех политиков, которые все-таки считают, что переговоры между Россией и Турцией возможны, как и восстановление прежних добрых, едва ли не союзнических, отношений, которые были всего несколько лет назад, вполне вероятно.

Вся лента