В прокат выходит документальный фильм «Без ума от Tiffany», рассказывающий об истории знаменитого ювелирного дома. Его авторы будто бы пытаются понять, как открывшийся в 1837 году простой канцелярский магазинчик на Бродвее стал не только достоянием американской культуры, но и глобальным явлением. При этом они пребывают в уверенности, что до сих пор все женщины мечтают выйти замуж в 22 и непременно с огромным булыжником на пальце. Рассказывает Елена Кравцун.
Картина о бренде Tiffany начинается сахарно-романтичной сценой, в которой скрипку уличного музыканта (он выглядит как смуглая модель Burberry, а не бедный студент в поисках пропитания) собирается слушать восторженная толпа ньюйоркцев. Где-то на периферии одновременно в заснеженных картинках и с кружевным шрифтом описывается история создания ювелирного дома Tiffany в духе «Зимней сказки», снятой Бруно Авейаном, правда, для Cartier. Уже в течение первых трех минут становится ясно, что режиссер картины — помимо прочего, автор документалки «Бергдорф Гудман: Больше века на вершине модного олимпа» о самом дорогом универмаге в мире Мэтью Миле — сам без ума от Tiffany и не в состоянии выдать глубокое исследование успешности бизнес-модели бренда. Вместо этого он предлагает в течение 86 минут уверовать в люкс. Помогают ему в этом актриса и жена Джастина Тимберлейка Джессика Бил, примеряющая искрящееся брильянтами колье, неуверенную речь которой постоянно прерывает ее стилист, режиссер Баз Лурман, кратко рассказывающий об использовании драгоценностей Tiffany & Co. на съемках «Великого Гэтсби», и множество лояльных женщин, которые изделия бренда получили по наследству или в подарок, конечно же, на День святого Валентина. Голос единственной надежды, живого символа Нью-Йорка, писательницы с язвительным даром Фран Лебовиц, и тот тонет в зефирном море комплиментов заветной Blue Box, давно ставшей синонимом обручального кольца: надевая его, ты автоматически попадаешь в особый клуб, члены которого вычисляют друг друга по каратности.
Большинство монологов в фильме заканчивается фразами: «Jessica is amazing», «This ring is amazing», «Audrey Hepburn was amazing». Конечно, те, кто покорен навеки брендом, и от этих данных лишатся чувств и сна, но зрителям-неофитам этот фильм понимания феномена Tiffany не прибавит. В какой-то момент даже начинает казаться, что картина не ода бренду, а воспевание Нью-Йорка — с перманентной Пятой авеню, желтыми такси и огромными снежинками на Рождество. На самом же деле это отсыл к фильму-легенде «Завтрак у Тиффани», обсуждение и нарезка из которого занимает чуть ли не половину времени документалки, взявшей оттуда и свое название. «Я просто без ума от Tiffany», — заявляла элитная нью-йоркская проститутка Холли Голайтли (Одри Хепбёрн) своему новому соседу. Этот фильм буквально мифологизировал Tiffany, в бутиках которых «так чинно, благородно, и разве что-нибудь плохое с тобой может приключиться там, где столько добрых, хорошо одетых людей и так мило пахнет серебром и крокодиловыми бумажниками».
Статья опубликована в газете «Коммерсантъ» № 95 от 01.06.2016. Продолжение читайте здесь.