Экспортеров становится больше

Согласно статистическим данным, объем внешнеэкономической деятельности (ВЭД) предприятий юга России существенно снизился, при этом количество субъектов ВЭД выросло. В то же время эксперты говорят о переходном этапе от доминирования сырьевого экспорта к экспорту товаров с высокой добавленной стоимостью. Чтобы этот переход все же состоялся, по мнению участников ВЭД, государству необходимо срочно запустить конвейерный механизм системной поддержки экспорта и предприятий-экспортеров.

Отрицательный прирост

По информации начальника отдела таможенной статистики СФТД ЮТУ Елены Беляевой, внешнеторговый товарооборот субъектов юга России в 2015 году снизился в финансовом выражении на $10,3 млрд. Объем экспорта сократился на $6,8 млрд (с $19,5 до $12,7 млрд), импорта — на $3,5 млрд (с $10,4 до $6,9 млрд). Изменилась и структура экспортеров. Если в 2014 году в число крупных экспортеров (объем экспорта в год — более $50 млн) входило 47 южнороссийских предприятий, то в 2015-м их осталось 37.

Казалось бы, можно говорить об ухудшении ситуации в ВЭД, но есть и «другая сторона медали». Если в 2014 году на юге России на экспорт с годовыми объемами менее $50 млн работало 1701 предприятие, в 2015 году их число выросло до 2445. При этом если 662 предприятия прекратили экспортную деятельность, то 1398 субъектов начали заниматься ВЭД.

Причина сосуществования таких разнонаправленных векторов в том, что постепенно меняется структура экспорта. Директор департамента международного бизнеса Уральского банка реконструкции и развития (УБРиР) Сергей Сисошвили отмечает, что причина снижения объема экспорта в денежном выражении — стагнация на зарубежных рынках и падение цен на сырьевые товары. Многие крупные экспортеры как раз и являлись продавцами сырья. Падение цен снизило их годовые обороты и, соответственно, общие объемы в финансовом выражении (доля крупных экспортеров составляет более 70% от общего объема).

В то же время на внешний рынок вышли предприятия из группы МСБ с несырьевыми товарами. Как поясняет Алексей Назаров, руководитель группы стратегического и операционного консультирования КПМГ в России и СНГ, в 2015 году с изменением валютных курсов повысилась ценовая конкурентоспособность российских товаров на внешнем рынке по многим направлениям — от продуктов питания до машиностроения. Таким образом, российский, и в частности южнороссийский, экспорт переориентируется на несырьевой экспорт. «Именно девальвация рубля и является главным фактором, поддерживающим внешнеэкономическую активность российского бизнеса: долларовая себестоимость производимых в России товаров стала ниже, и благодаря цене они стали конкурентоспособнее на внешнем рынке»,— отмечает Дмитрий Эдерман, генеральный директор аналитического сообщества ThetaTrading.

Пока доля товаров с высокой добавленной стоимостью в общем объеме экспорта в финансовом выражении невелика. Основную массу несырьевого экспорта составляют товары низкого передела и очень малой добавленной стоимости — нефтепродукты и металлы.

Удержать позиции

Исходя из статистических данных можно сделать вывод, что девальвация рубля помогла российским предприятиям увеличить свое присутствие в ВЭД, а снижение цен на сырье создало тренд на преобладание в экспорте несырьевых товаров. И сегодня мы наблюдаем начало этого процесса. Однако эксперты говорят о том, что факторов, влияющих на ВЭД значительно больше. Отечественному бизнесу необходимо не только заявить о себе на волне роста спроса, вызванного дешевизной российской валюты, нужно удержаться в числе экспортеров, нарастить объемы. «В 2015 году эксперты отмечали активизацию внешнеэкономической деятельности российских предприятий, но уже с начала 2016 года в большинстве регионов отмечается сокращение темпов внешнеторгового оборота»,— констатирует Александр Янсон, аналитик Conomy и доверительный управляющий. В апреле он снизился, по данным эксперта, на 25% по сравнению с апрелем прошлого года. Андрей Белоедов, исполнительный директор по продажам и маркетингу компании REHAU в Восточной Европе, отмечает, что продукция компании, производимая в России, давно и успешно экспортируется в Белоруссию и Казахстан. В 2014–2015 годах в соотношении рубль-белорусский рубль и рубль-тенге был «перекос» в пользу рубля, в связи с чем наблюдался повышенный спрос на российские товары. «Сейчас также продолжается освоение этих рынков нашими клиентами — оконными компаниями и производителями мебели — из приграничных территорий. Весьма успешное, так как российские производители зачастую более эффективны с точки зрения ведения бизнеса. Правда, я думаю, что это временное явление»,— заключает эксперт. Зарубежные конкуренты не согласны уступить свои позиции на рынке, многие готовы вкладывать средства в модернизацию, снижать собственную прибыль. Сергей Сисошвили уверен, что для закрепления на внешнем рынке российским предприятиям необходимо не в перспективе, а уже сейчас наладить производство качественной и конкурентоспособной продукции, направить инвестиции в научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, а также увеличить затраты на продвижение выпускаемых товаров и услуг.

При этом ключевая ставка ЦБ осталась двухзначной, кредиты — дорогими, а для некоторых производителей — вообще недоступными, тогда как на фоне укрепления рубля доходы от экспорта снизились. «Долю субъектов МСБ среди компаний, ведущих ВЭД, можно оценить примерно в одну треть, о чем косвенно свидетельствует тот факт, что в базе данных российских компаний-экспортеров на Портале внешнеэкономической информации МЭР РФ 1137 (30,6%) из 3718 зарегистрированных компаний относятся к МСБ,— поясняет Дмитрий Эдерман.— Безусловно, небольшим компаниям зачастую трудно выйти на внешние рынки, так как такая работа требует определенного опыта, экспертизы, вложений в маркетинг и рекламу, подразумевает определенное юридическое и бухгалтерское сопровождение и т. д.». «В ближайшей перспективе следует ожидать снижения активности внешнеэкономической деятельности большинства предприятий из-за нехватки денежных ресурсов для обеспечения этой деятельности»,— делает вывод Александр Янсон.

Специально для экспортеров

В апреле 2015 года в РФ на базе Внешэкономбанка создан Российский экспортный центр (РЭЦ), в собственность которого переданы Экспортное страховое агентство России (ЭКСАР) и Росэксимбанк (предоставляет экспортные гарантии). РЭЦ должен стать «одним окном», предоставляющим предприятиям-экспортерам финансовую и нефинансовую поддержку. С начала 2016 года представители РЭЦ провели ряд выездных сессий в регионах России. Сессия для южных регионов прошла в Краснодаре 16 марта. В ходе мероприятия экспортеры юга России рассказали о своих проблемах и ожиданиях.

Главное, что необходимо экспортерам,— достаточно простые финансовые механизмы поддержки: кредиты, страхование, госгарантии. В числе нефинансовых проблем — поиск партнеров за рубежом, анализ рынка сбыта. Очень затратные и сложные мероприятия для МСБ — международная сертификация товаров и их продвижение за границей.

«Экспортная продукция компаний ЮФО имеет высокий потенциал,— считает Константин Аксенов, заместитель председателя правления Росэксимбанка.— Она уже сейчас востребована на зарубежных рынках». В числе крупных игроков региона, давно укрепившихся на внешнем рынке, Константин Аксенов называет «Ростсельмаш», «Атлантис-Пак», «Гидрометаллург», «Монокристалл», сотрудничающие с компаниями из стран ближнего и дальнего зарубежья. Он убежден, что банку выгодно сотрудничать с южным бизнесом, так как производители несырьевых экспортных товаров — АПК, химической промышленности, машиностроения — территорий ЮФО могут в перспективе войти в число ведущих экспортеров страны.

По мнению самих представителей ВЭД, сегодня все еще нет налаженного действующего механизма, который обеспечивал бы именно систему финансовой поддержки экспорта в сегменте МСБ. Главные предложения предпринимателей ЮФО к РЭЦ — возможность льготного рефинансирования экспортных кредитов (на 3–4% меньше средней ставки), расширение лимита и увеличение сроков рефинансирования до трех и более лет, рефинансирование валютных кредитов.

Большинство из обозначенных предпринимателями проблем, по мнению экспертов, необходимо решить уже в этом году. «Минэкономразвития РФ разработало государственную программу „Развитие ВЭД“. В рамках приоритетных направлений развития ВЭД создан целый комплекс мероприятий, которые позволят существенно упростить внешнеэкономическую деятельность предприятий, административные и фискальные правила и процедуры для участников ВЭД; кроме того, ведется разработка программ финансовой поддержки экспорта»,— рассказывает Александр Янсон. 26 апреля президент РФ Владимир Путин поручил кабинету министров в срок до 1 июня рассмотреть законопроект, который бы упростил возврат НДС при экспорте несырьевых товаров.

Экспорт и высокие технологии

Анализ ВЭД российских предприятий опровергает миф о том, что Россия является аутсайдером в области высоких технологий. Так, по данным Министерства связи и массовых коммуникаций РФ, на IT-экспорте Россия заработала в 2015 году $7 млрд. По словам министра связи и массовых коммуникаций РФ Николая Никифорова, эта цифра уже сравнима с финансовыми объемами одной из традиционных статей экспорта — сельхозпродукции ($16 млрд). Президент НП «Руссофт» Валентин Макаров прогнозирует, что в текущем году объем экспорта российских компьютерных разработок составит $8 млрд.

Экспорт компьютерных технологий сегодня становится одним из стратегических направлений ВЭД.

Сегодня, по данным НП «Руссофт», экспортерами ПО являются не менее 2 тыс. российских компаний. Причем если до 2013 года основными «IT-центрами» в стране были Москва и Санкт-Петербург, то сегодня, по словам аналитиков «Руссофта», наметилось неуклонное сокращение отставания регионов от столиц. Эксперты считают, что в разработке экспортного ПО регионам принадлежит не менее шестой части от общего объема. Представитель юга России, Ростов-на-Дону, вошел в топ-15 городов в регионах, где активно развивается IT-отрасль.

Еще одно перспективное направление, где IT-технологии выступают не объектом экспорта, а средством его продвижения,— трансграничная интернет-торговля. При участии РЭЦ первым опытом экспорта российских товаров для jd.com стали головные уборы Canoe, поставки которых начались в январе. Розничная сеть АБК и Alibaba Group организовали продажи российских продуктов питания в Китае. Но это не отменяет актуальности организации отечественной торговой интернет-площадки. Уже осенью текущего года будет реализован пилотный проект международной отправки товаров категории розничного экспорта в формате взаимодействия государства, почтовой службы, электронной торговой площадки и производителей товаров. В нем планируют принять участие ФНС, ФТС, Минкомсвязи и Минэкономразвития. Использование логистических возможностей «Почты России» сделает интернет-экспорт доступным для производителей из любого региона РФ.

Иван Демидов

Вся лента