«Сейчас у России нет своего дальнемагистрального гражданского самолета»

Дмитрий Рогозин анонсировал создание нового лайнера на базе Ил-96

Россия создаст свой дальнемагистральный самолет. Об этом в ходе итоговой коллегии Минпромторга заявил вице-премьер Дмитрий Рогозин: «Принято волевое, умное, технологическое решение о создании на базе Ил-96-400 самолета в самых разных модификациях, в том числе дальнемагистрального широкофюзеляжного». Управляющий директор журнала «Авиатранспортное обозрение» Максим Пядушкин ответил на вопросы ведущего «Коммерсантъ FM» Петра Косенко.

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

Зампред правительства также отметил, что такая модель Ил-96-400 позволит отечественным компаниям использовать российскую авиационную технику, а не закупать Boeing и Airbus вплоть до создания российско-китайского широкофюзеляжного самолета.

— Сколько времени и средств, как вам кажется, понадобится на создание запуска серии того самолета, о котором говорит господин Рогозин?

— Мне кажется, это очень амбициозная задача, потому что по сути нужно будет создать новый или глубоко модернизированный самолет, то есть на это уйдет как минимум несколько лет. Бюджет я даже боюсь представить.

— А порядок, тем не менее?

— Это миллиарды долларов.

— Миллиарды?

— Да, миллиарды.

— Принципиальный вопрос, который всегда в таких случаях поднимается: что проще, эффективнее и дешевле: создавать машину на базе уже существующих моделей или с нуля?

— Разумеется, дешевле создавать самолет на базе существующих моделей. Но нужно понимать, что если мы берем за основу Ил-96, то есть от него останется, скорее, только фюзеляж. Там, по-хорошему, нужно модернизировать все. Нужно ставить другие двигатели, нужно модернизировать авионику, другие подсистемы самолета, чтобы получился нормальный конкурентоспособный самолет.

— А это заявление, как вам кажется, делается, что называется в рамках концепции импортозамещения? Потому что господин Рогозин говорил о том, чтобы не закупать ту же самую авионику у западных партнеров, а совместно с китайцами эти разработки делать.

— Тут нужно разделять вещи. Рогозин действительно обозначил проблемы. Сейчас у России нет своего дальнемагистрального гражданского самолета. Есть Ил-96, который уже не эксплуатируется в коммерческой авиации в России. Его закупают только госслужбы в единичных экземплярах. Соответственно, следующий самолет появится через десять лет, это будет российско-китайский, если этот проект состоится. Поэтому есть некий промежуток, в который нужно что-то придумать. Поэтому было найдено такое решение.

— Насколько эта машина, если таковая все-таки будет запущена, будет востребована, в том числе и на внешних рынках?

— Тут очень сложно предсказать, поскольку мы пока не знаем, насколько сильно будет модернизирован Ил-96, мы пока знаем, на основе чего будет делаться самолет, но что в итоге получится, мы не знаем, поэтому сложно понять, насколько он будет конкурентоспособен. Понятно, что Boeing и Airbus вкладывают огромные деньги и выводят на рынок новые модели, в том числе широкофюзеляжные, и с ними будет очень сложно конкурировать, это очень амбициозная задача. Все зависит от того, что мы сможем предложить в итоге.

— И как быстро, я правильно понимаю?

— И как быстро, конечно.

— Вы сказали о горизонте в десять лет до создания этого, пока что еще виртуального российско-китайского самолета, не получится так, что если мы создаем через пять лет, предположим, этот глубоко модернизированный Ил-96, то на момент, когда он уже будет в серию пущен, он снова морально и физически устареет?

— Я думаю, что через пять лет не получится, потому что основной вопрос в двигателе, то есть у нас разрабатывается новое семейство двигателей ПД-14, правда, оно делалось под другой самолет, но в планах этого семейства — создание двигателей большой мощности, которые можно ставить на дальнемагистральные самолеты. Я думаю, что это не пять, а семь-восемь лет, пока будет готов двигатель российский, если мы его будем использовать.

— На ваш взгляд, вообще эта концепция модернизации Ил-96 насколько на сегодняшний день жизнеспособна, действительно, не проще ли идти по пути создания новых моделей, или это тоже очень все условно и сложно на фоне международной конкуренции на рынке?

— Мне сложно судить, я не конструктор, но, видимо, если принято решение брать за основу Ил-96, значит, все-таки планер можно использовать в качестве задела хотя бы, а вокруг него уже создавать новый самолет. Может быть, это было признано самым оптимальным решением, нежели разрабатывать новый планер.

Вся лента