«Выведение людей из "серой зоны" не решит проблему пенсий»

Ректор РГСУ Наталья Починок в интервью «Ъ FM»

Должны ли граждане копить на пенсию самостоятельно? Надо ли повышать пенсионный возраст? Почему россияне должны иметь возможность переводить часть средств в НПФ? На эти и другие вопросы ректор Российского государственного социального университета и руководитель экспертного совета комитета по финансовым рынкам Госдумы РФ Наталья Починок ответила ведущему «Коммерсантъ FM» Анатолию Кузичеву в рамках программы «Действующие лица».

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

«Государство должно определиться, кого оно защищает»

Наталья Починок о повышении пенсионного возраста: «Если честно, то, конечно, пенсионный возраст надо повышать и сейчас давать возможность, давать право работникам, если они хотят выйти раньше на пенсию, это делать. Поэтому если такой механизм будет предложен, я думаю, это будет очень нормально и комфортно воспринято. Плавный переход. Плюс, конечно же, государство смотрит на количество так называемых льготников, которые имеют право на более короткий стаж работы и более ранний выход на пенсию. Есть предложение, что поэтапно мы, выпустив уже на пенсию действующих, кому пора, как-то плавно уже приравняем всех работников к единому стандарту — не будем каких-то отдельных условий делать для таких категорий, что, наверное, болезненно, если так все одномоментно предлагать, но если это постепенно делать, я думаю, что это вполне разумная вещь».

«Без Минфина Пенсионный фонд не имеет возможности работать»

Наталья Починок о положительном иностранном опыте: «Если говорить о системе полномочий, то, конечно же, Министерство труда определяет вектор развития государственных внебюджетных фондов, включая как раз Пенсионный фонд. Но Минфин — та структура, которая отвечает за финансовое обеспечение расходной и доходной части, — конечно, определяет вектор развития, изменения, потому что просто так Пенсионный фонд не имеет возможности работать, так как это большой блок и системы охраны труда, и всего, что связано с трудовыми отношениями. В том числе это большая часть финансовой системы, поэтому Министерство финансов выступает как идеолог.

Совсем недавно действительно обсуждалось в средствах массовой информации некое предположение или заявление о том, что в России предполагается ввести новеллы из новозеландской пенсионной системы. Конечно же, знаете, это условный пример, который средства массовой информации с огромным удовольствием взяли для того, чтобы действительно найти близость, найти какие-то соотношения с точки зрения качества жизни, экономики и так далее. Конечно, речь идет об условном примере и механизме, в который заложено гарантирование со стороны государства определенного прожиточного минимума пенсионерам, соответственно, за счет взносов текущих работающих и, при необходимости, бюджета страны. Но в Новой Зеландии действует уникальная система, когда и работодатель, и работник, и государство софинансируют накапливание этой индивидуальной пенсии для работника. Действует, соответственно, такая система взносов, что работодатель и работник платят по 3%, а государство доплачивает на каждый доллар 50 центов».

«Создание накопительного элемента — это большое достижение России»

Наталья Починок о том, как решить проблему дефицита пенсий: «Что должно сделать государство, и оно, в общем-то, в этом направлении движется? Нужно гарантировать минимальный прожиточный минимум для пенсионера от имени государства и, опираясь на те регулярные взносы работающих граждан, которые поступают в систему обязательной пенсионной системы, создать инструменты мотивации накапливания либо через индивидуальные пенсионные планы, либо через активное развитие корпоративных пенсионных систем, когда и сам работодатель, и работник будут задумываться о том, как помимо заработной платы еще и накапливать на будущую пенсию совместно. Ровно в таком векторе как раз движутся наши министерства, а их в пенсионной реформе участвует сразу три — это и Минтруд, и Минфин, который является инициатором, и Минэкономразвития тоже активно высказывается на этот счет. Они имеют приблизительно более или менее схожий вектор, но, конечно же, нюансы и весь черт кроется в деталях».

О значении накопительного элемента для пенсионной системы: «Большим достижением России было то, что 12 лет назад накопительный компонент был введен: было привлечено внимание очень большого количества граждан, все-таки 26 млн — это большой процент, огромный процент, причем молодого поколения, для того чтобы почувствовать, попробовать сформировать свое собственное, персональное решение относительно будущих пенсий. Поэтому трансформировать это сейчас в какие-то иные обязательные инструменты и, в общем-то, это сказали — мол, поиграли и хватит, — мне не хочется верить, что так и будет».

Вся лента