Правила игры

в приделывание ручки к чемодану вспоминает редактор отдела бизнеса Владимир Дзагуто

В этом году завершится одна из самых долгих холодных войн в энергетике России: 40% акций "Иркутскэнерго", находящиеся сейчас на балансе "Интер РАО", видимо, наконец купят за 70 млрд руб. структуры Олега Дерипаски. Закрытие сделки будет означать конец увлекательных споров, куда и как пристроить залежавшийся пакет, которые несколько лет исправно давали нам и аналитикам повод "поговорить об этом".

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

И в эпоху раздела РАО "ЕЭС России", и затем, до 2011 года, когда государство внесло свою долю в "Иркутскэнерго" в "Интер РАО", судьбой пакета мало кто всерьез интересовался. Битвы начались позже — когда и "Интер РАО", и другие госкомпании задумались о монетизации актива. При этом выяснилось, что сами по себе 40% акций "Иркутскэнерго" — чемодан без ручки: нести тяжело, а бросить жалко. Хотя владеющая тремя крупными ГЭС компания — фактически машина по извлечению прибыли из закона всемирного тяготения (инвестиций надо немного, расходов на топливо тоже, а цены на энергорынке растут), миноритарному акционеру сложно получить от подобного вложения реальный доход. "Евросибэнерго" Олега Дерипаски, владеющее 50% в "Иркутскэнерго", предсказуемо не собиралось делиться — дивиденды компании традиционно платила более или менее символические.

В итоге 40% "Иркутскэнерго" стали, с одной стороны, предметом постоянных, хотя и нерезультативных конфликтов "Интер РАО" и "Евросибэнерго", а с другой — популярным элементом схем перекраивания отрасли, придумывавшихся в правительстве, "РусГидро", "Интер РАО" и "Роснефтегазе". Предлагалось то использовать ценный, но бесполезный чемодан вместе с плотинами ангарских ГЭС и таким же чемоданом в виде блокпакета акций Красноярской ГЭС в обмене на долю в "Евросибэнерго", то продать, а деньги пустить, например, на энергопроекты в Киргизии.

К экономической эффективности эта борьба идей чаще всего имела мало отношения и отражала расклад и противостояние сил в подконтрольной государству части энергетики: например, больше ли аппаратный вес у "РусГидро", чем у "Интер РАО"? Но постепенно "военные действия" перешли в стадию "окопного противостояния", и за дежурными ответами разных сторон на вопросы "что с судьбой 40% в "Иркутскэнерго"?" я следить перестал.

Надоело ли чиновникам и топ-менеджерам госкомпаний перечерчивать схемы реорганизации энергетики или их внимание отвлекли экономический кризис и санкции, но "Евросибэнерго" дождалось своего часа. Выяснилось, что если достаточно долго сидеть на берегу Ангары, то пакет "Иркутскэнерго" приплывет сам. Впрочем, достать его будет недешево.

Вся лента