Не дожить до дорогих углеводородов

Колонка редактора

Юлия Чаюн, редактор Business Guide "Энергетика.Нефть.Газ"

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

Ситуация с падением цен на нефть, повлекшая за собой угасание экономики страны, обнажила все язвы неэффективности отечественного топливно-энергетического комплекса, которые раньше можно было прикрывать дешевыми нефтедолларами.

В мае в Петербурге традиционно соберутся эксперты отрасли, чтобы обсудить вопросы выживания, развития, реформирования и оптимизации различных направлений отечественного ТЭК в сложившихся условиях.

В частности, будут рассмотрены проблемы российской системы теплоснабжения, изношенность инфраструктуры которой в отдельных городах достигает 80%. Помимо ужасающего состояния инфраструктуры, бичами системы теплоснабжения являются неэффективные менеджеры, отсутствие конкуренции и, следовательно, разумного управления инвестициями, которых, впрочем, тоже недостаточно. К этому стоит присовокупить и низкую платежеспособную дисциплину потребителей — как юридических, так и физических лиц. По оценкам экспертов, общая дебиторская задолженность за теплоэнергию на 1 февраля 2016 года составляет 201,4 млрд рублей. С начала года она выросла на 31,5 млрд, а уровень оплаты увеличился лишь на 2,9%, причем заметную долю неплательщиков составляют юридические лица, в первую очередь промышленные предприятия, которые должны денег почти за 20% потребленного тепла.

Кроме того, на форуме будут обсуждаться вопросы, связанные с использованием информационных технологий в ТЭК, с помощью которых компании могут значительно экономить на издержках, что стало особенно актуально в кризис. Для статьи, посвященной этой теме, мы опросили экспертов и участников рынка, которые рассказали о последних технологиях, используемых в мире, о проблемах, которые можно решать с помощью IT. Также эксперты рассказали о месте России — как разработчика, так и потребителя IT-решений для ТЭК — в мире.

Кроме того, в этом издании мы затронули проблему снижения потребления топлива на внутреннем рынке страны. Ситуация с доходами населения и компаний такова, что все начали экономить на бензине и дизеле. Предпосылок к улучшению ситуации аналитики не видят, но видят основания для дальнейшего повышения цен.

Вся лента