Цена вопроса

Марина Ракова, руководитель департамента архитектуры и градостроительства Воронежской области

Агломерации сегодня обладают рядом преимуществ. Во-первых, они дают возможность реализации крупных инфраструктурных проектов, во-вторых, растет благосостояние населения. В-третьих, появляется возможность более тесной и эффективной координации стратегий развития, обеспечение связи пространственного и экономического развития. В то же время процессу агломерирования сопутствуют определенные проблемы. На одной территории концентрируются и без того ограниченные ресурсы — финансовые, людские. В итоге происходит ослабление периферии. Отмечается конфликт интересов смежных муниципальных образований.

Марина Ракова, руководитель департамента архитектуры и градостроительства Воронежской области

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Воронежская агломерация имеет моноцентричный характер. В рамках актуализации схемы территориального планирования Воронежской области в 2015 году нашим подведомственным учреждением, Нормативно-проектным центром, проводился анализ современного состояния воронежской агломерации и ближайших проектных планов ее развития. Было подсчитано, что исходя из норматива 40 кв. м на человека для проектируемого индивидуального жилья и 30 кв. м для многоквартирного, а также принимая во внимание существующий жилфонд, расчетная численность населения нашей агломерации с учетом всех заявленных уже проектов должна составить 2,5 млн человек. При этом общая численность ее населения на 1 января 2016-го — 1,3 млн человек. В соответствии с демографическим прогнозом на 2020 год ожидается увеличение численности до 1,4 млн человек. То есть планируемый ввод жилья почти вдвое превышает прогнозную численность населения. А в нынешних экономических условиях чрезвычайно важно понимать, сколько жилья действительно требуется региону. Реализовать уже имеющиеся планы возможно только с учетом притока мигрантов. Но готов ли Воронеж в предельно сжатые сроки принять такое количество иногородних?

Сегодня развитие города происходит в соответствии с прогнозными планами — в северном направлении, но ограничено зонами аэропорта, наличием уникальных лесных массивов, водозаборными сооружениями, водными объектами и их санитарно-защитными зонами. Развитие Воронежа в южном направлении останавливает сооружение 6-го и 7-го энергоблоков Нововоронежской АЭС. Ранее при выборе направления первоочередного развития города отдавалось предпочтение его левобережной части с поэтапным освоением земель Новоусманского района. В 90-е годы ее освоение не требовало строительства дополнительных сложных транспортных сооружений, а главное — обеспечивало баланс занятости населения за счет трудоустройства в сложившемся трудоизбыточном комплексе Левобережья.

Однако ситуация с промышленной базой левого берега и транспортной инфраструктурой радикально изменилась. Были закрыты многочисленные предприятия (НПО «Электроника», заводы «Процессор» и электровакуумных приборов). А возможность полноценного использования городом реконструированной трассы «Дон» сопряжена с необходимостью строительства многоуровневых транспортных развязок.

По указанным «вылетным» направлениям развития Воронежа сложились базовые полюсы роста агломерации. Именно здесь земли в течение короткого времени перешли в частную собственность и начиная с 2006 года в генпланах городских и сельских поселений рассматривались как зоны жилищного строительства. В первую очередь это территории, примыкающие к трассам М-4 «Дон», Р-193 «Воронеж — Тамбов»: Яменское и Айдаровское поселения Рамонского района, Отрадненское и Бабяковское поселения Новоусманского района. По сути, идет процесс разрастания города на север и восток, а внутри него на юге формируется мощный жилой район Шилово. Но уже очевидны возникшие в связи с активной застройкой проблемы. Дорожная сеть не справляется с колоссальным транспортным потоком. Объекты социальной инфраструктуры имеют «заявительный» статус (фактически не определены их финансирование, участки под них, застройщики). Страдает и экология.

Напомню, что Воронеж при корректировке генплана в 2014 году заявил 6,8 млн кв. м жилья на 1,5 тыс. га до 2020 года. А генплан Отрадного до 2034 года предусматривает строительство 3,7 млн кв. м жилья. Начавшееся обсуждение корректировки планов в Яменском сельском поселении показывает намерение инвесторов построить 2,2 млн кв. м. В нынешних экономических условиях мы подошли к пониманию того, что планы между собой нужно согласовывать и увязывать. А по большому счету — аккумулировать ресурсы внутри города, меняя вектор пространственного развития.

Вся лента