«Важно быть абсолютным фанатом кино»

Илья Стюарт

Продюсер фильма «Ученик» о том, чему его научила реклама, любви к театральным постановкам Кирилла Серебренникова и режиссерских способностях Алисы Хазановой.

В этом году в программу «Особый взгляд» 69-го Каннского фестиваля попала единственная российская картина — «Ученик» Кирилла Серебренникова. В основной конкурс не пробился ни один российский фильм, и на этом фоне «Ученик» выглядит тем более героически. Продюсером прорвавшейся в Канны ленты стал выпускник лондонского Goldsmiths University и соучредитель Hype Production Илья Стюарт. Для известного рекламщика и сына своей знаменитой в рекламной индустрии матери (Элла Стюарт — председатель совета директоров BBDO Group) «Ученик» стал вторым опытом в кино. Первый полный метр, спродюсированный Стюартом, фильм «Холодный фронт» Романа Волобуева, вышел в прокат в этом году. Пока в Каннах идет премьерный показ «Ученика», “Ъ-Lifestyle” поговорил с Ильей Стюартом о его продюсерских начинаниях, переходе из рекламы в больше кино и работе с Кириллом Серебренниковым.

— По вашим проектам видно, что вы из тех продюсеров, которые любят, смотрят и знают кино. Вы давно о нем мечтали?

— Я всегда мечтал заниматься кино и не скрываю, что производство рекламы было для этого логичной ступенью. Реклама учит невероятной дисциплине, профессионализму и грамотному подходу к процессу съемок. На мой взгляд, именно дисциплины очень не хватает в нашем кинематографе. А кино — особенно в условиях нашей индустрии — нужно заниматься, только когда ты не можешь без этого жить. Важно быть абсолютным фанатом кино и действительно болеть этим, иначе колоссальные риски, связанные с кинобизнесом, не имеют никакого смысла. Я стараюсь смотреть все, что выходит на экраны. На мой взгляд, продюсеру особенно важно ощущать рынок и современный контекст со всех сторон. Безусловно, я очень люблю авторское кино. Каннский фестиваль в этом смысле прекрасная площадка, так как именно он определяет тренды и обозначает наиболее важные на сегодняшний день вопросы.

— Есть кинопродюсеры, которые говорят, что выбор сценария — это даже важнее, чем выбор режиссера, так как под сценарий легче найти деньги. Вы как считаете?

— В сегодняшней индустрии и климате «легко» и «поиск денег» — абсолютно несовместимые вещи. Да, крепкий сценарий дает любому продюсеру большую уверенность в своем проекте, в первую очередь на стадии переговоров. Тем не менее к выбору режиссера мы относимся так же тщательно. Режиссер и сценарий — два одинаково ключевых фактора. В Hype Film часть нашей миссии и философии — это ориентир на режиссера, то, что называется на Западе «director-driven».

Кадр из фильма «Ученик» режиссера Кирилла Серебренникова

— Вы участвовали как креативный партнер в своих кинопроектах, на ранних стадиях?

— В этом, наверное, главное и самое очевидное отличие между продюсером в рекламе и продюсером в кино. В кино продюсер — без сомнений творческая профессия. Чувство вкуса, насмотренность и разборчивость в вопросах сценария и кастинга — крайне важные качества для продюсера. Продюсер, как правило, единственный человек в проекте, который участвует на самой его ранней стадии — идее (будь то его идея или решение экранизировать существующий материал) — и вплоть до финальной стадии, выхода фильма в прокат. При этом, работая с авторами такого уровня, как Кирилл Серебренников, я считаю важным сделать все для того, чтобы поддержать и реализовать в первую очередь авторское высказывание и видение. В этом смысле работа продюсера всегда проходит в тандеме с режиссером, и одними управленческими способностями здесь, кстати, не обойтись. Нужно уметь слышать другого человека и быть способным к диалогу.

— Как вы попали в проект «Ученик»? С чего все начиналось?

— Кирилл Серебренников, с которым я уже был знаком несколько лет, первый предложил такую идею — экранизировать спектакль по пьесе немецкого драматурга Мариуса фон Майенбурга. Премьера постановки этой пьесы состоялась четыре года назад в знаменитом берлинском театре Шаубюне, а в 2015-м пьесу «(М)ученик» с переносом на русскую почву поставил Серебренников в «Гоголь-центре». Я, конечно же, не мог не воспользоваться такой возможностью. Именно на спектаклях Кирилла Семеновича я впервые обнаружил в себе любовь и тягу к театральным постановкам. Спектакль «(М)ученик» в «Гоголь-центре» невероятно кинематографичен. Нам было очевидно, что действо будет интересно перенести на большой экран. Более того, я считаю, что материал пьесы настолько острый, при этом свежий и актуальный, что его однозначно необходимо экранизировать. Так как картина, на наш взгляд, все-таки существует совершенно отдельно от спектакля, мы «потеряли» букву М и назвали фильм «Ученик», с международным названием The Student.

— Почему было решено снимать «Ученика» в Калининграде?

— Мы долго искали локацию для съемок. Обсуждали несколько городов в Европе, пока по совету коллег не наткнулись на фотографии этого невероятного города. Калининград — это неожиданная смесь России и Европы. Выбор в пользу съемок в России пришлось сделать и в связи с ситуацией с курсом валюты.

— В Российском павильоне также будет представлен ваш новый кинопроект «Кровь на танцполе». Расскажите, каким будет это кино, кто в нем участвует?

— «Кровь на танцполе» — это рабочее название проекта, автором которого является Михаил Идов («Духлесс», «Оптимисты», сериал «Лондонград»). Разрабатываем мы этот проект в компании очень близких друзей и потрясающих актрис — Светланы Устиновой, Светланы Ходченковой и Анны Чиповской. Больше я пока рассказать не готов.

— Я знаю, что вы также поверили в режиссерский дебют актрисы Алисы Хазановой, и ее фильм «Осколки» также будет представлен в Каннах. Почему фильм выходит на английском языке? Вы заранее позаботились о зарубежном прокате? О чем эта картина?

— «Осколки» — это авторский проект Алисы, с которым она живет уже несколько лет. Наша кинокомпания появилась как недостающая часть головоломки, уже в последнюю очередь. С Алисой нас познакомил наш общий друг и режиссер нашего дебютного фильма Роман Волобуев, который также является продюсером в «Осколках». Сценарий изначально был написан на английском языке, он и диктовал выбор локации и необходимость работать с зарубежными артистами. Сейчас работа над фильмом продолжается, и мы уже ведем переговоры с международными сейлз-компаниями.

Кадр из фильма «Ученик» режиссера Кирилла Серебренникова

Елена Кравцун

Вся лента