"Мы сделали невозможное"

Юго Цукикава, старший вице-президент Mikimoto America

К Базельской выставке вы обычно готовите несколько уникальных украшений — чем удивите в этом году?

Главная звезда — колье Flora с барочным золотым жемчугом. Мы сделали невозможное и никогда не сможем это повторить. Многие называют похожие на золотой оттенок жемчужины "золотыми", у наших — чистый цвет, мы подбирали их больше десяти лет. Кроме того, конструкция колье очень сложна: жемчужины барочные, форма каждой неповторима, поэтому закрепка в конструкцию из золота с бриллиантами для каждой из них создавалась отдельно. Работа над колье заняла два года. Это мое самое любимое украшение среди всех новых — ведь я наблюдал его рождение, видел работу с самого начала, с момента появления у нас первых жемчужин.

Среди других созданных к Базелю украшений — чокер Manhattan с жемчугом южных морей, акойя и черной шпинелью, ну и традиционное украшение couture — из тех, что скорее похожи на жемчужные наряды, а не на драгоценности. Их нередко покупают для свадеб, а в прошлом году, как я слышал, одна дама купила такое, чтобы пойти к подруге на день рождения. Надела однажды и убрала в сейф. Тут как с кутюрным платьем: в нем нельзя появиться дважды.

Какие украшения были особенно технически сложными?

Кроме уже упомянутой Flora, это колье с сапфирами, которое очень сложно в производстве: сами сапфиры надо было приподнять над уровнем жемчуга и закрепить так, чтобы свет проходил сквозь них и они выглядели бы насыщенно-фиолетовыми. Кроме того, в выбранной конструкции мы не могли использовать просверленный насквозь жемчуг, мы просверливали его только до половины и насаживали на основания, что сложнее. Неудивительно, что это колье стоит $410 тыс.

Почему в одном из украшений вы решили использовать неограненную шпинель?

Это был выбор дизайнера. Дизайн колье и серег вдохновлен одной из африканских гор, поэтому шпинель должна была напоминать ее очертания. Мы не первый раз работаем со шпинелью, мы всегда любили этот камень за насыщенность цвета, но в первый раз мы сделали его таким необычным.

Необычно и то, что гора не японская, а африканская.

Но среди новинок есть и очень японские украшения. Например, колье, вдохновленное цветами сакуры. Самое красивое — когда лепестки опадают, их кружит ветер, и ты, например, едешь по дороге, а вокруг все розовое. Колье вдохновлено этим вихрем розовых лепестков.

В прошлом году вы рассказывали, что, несмотря на то что во всем мире Mikimoto считается "королем жемчуга", на самом деле марка создает примерно равное количество украшений с жемчугом и без него. Это по-прежнему так?

Да. В Японии продажи у нас просто невероятные. Причем жемчуг нередко приобретают туристы. Китайцы, например, очень любят купить себе нитку от Mikimoto как сувенир. Во Франции они идут в Cartier, в Риме — в Bulgari, в Японии — в Mikimoto. Нам с этим очень повезло, далеко не все бренды в Японии чувствуют себя так хорошо. И хотя туристы чаще всего покупают жемчуг, наши украшения без жемчуга становятся все более популярными за пределами Японии. Например, созданная в прошлом году для Mercury коллекция, в которой, как вы помните, жемчуга не было, оказалась невероятно успешной в России.

И это была уже не первая коллекция для Mercury. Когда будет следующая?

Пока не знаю, но, думаю, это дело времени. В этих коллекциях мы уже показали и классические жемчужные украшения, и произведения без жемчуга, и драгоценности с редчайшим конхом.

Кстати, о конхе. Он бывает очень разного тона — от "кожи ангела" до темно-розового. Зависит ли цена от цвета?

Конх выраженного розового оттенка стоит дороже. Но еще больше на цену влияет текстура: глубина цвета и фарфоровое свечение жемчужины. Чем оно сильнее, тем дороже она будет стоить.

В нынешнем году в вашей коллекции немало геометрических украшений, что довольно необычно для Mikimoto.

Более чем! Нам куда ближе растения, мягкие тягучие линии. Я бы даже сказал, что в нынешнем году в наших украшениях можно заметить стиль ар-деко.

Продажа классических ниток жемчуга — какой это процент прибыли?

Порядка 25%, а все украшения с жемчугом — порядка 50%.

Самая длинная нитка из когда-либо созданных Mikimoto была больше метра?

Конечно! 254 сантиметра! Очень длинная!

Многие фермеры жалуются, что в последние годы урожаи жемчуга не очень. Розарио Ауторе, например, уже шесть урожаев ждет подходящую жемчужину для колье, а ее все нет. А вы что скажете?

Я согласен. Урожаи сейчас не самые лучшие. При этом мы в Mikimoto еще и используем только жемчуг самого лучшего качества. В целом такая ситуация делает жемчуг более редким и более дорогим. А еще цены поднимают китайские коллекционеры — видимо, из-за китайской легенды о жемчужине мудрости, а также из-за того, что жемчуг считается символом счастья, они собирают его и стремятся заполучить самые редкие экземпляры.

Кроме китайских коллекционеров, кого бы еще вы отнесли к главным коллекционерам жемчуга?

Тех, кто собирает драгоценные камни, не вставленные в украшения. Есть среди них и те, кто дополняет свою коллекцию жемчугом. И даже не одной жемчужиной, а множеством: они подобраны по форме, цвету, размеру. Это готовое колье, только жемчужины не просверлены и не нанизаны!

Как лучше всего хранить жемчуг, чтобы он не тускнел?

В витринах мы ставим емкость с водой, но это защита от высоких температур, которые создает постоянный искусственный свет. Те, кто думает, что для сохранения жемчуга достаточно поставить стакан воды в сейфе или шкафчике рядом, ошибаются. Есть только один способ заботиться о жемчуге — чаще его носить, чтобы он получал естественную влагу. Жемчуг требует заботы!

Беседовала Анна Минакова

Вся лента