Театральный роман

Гид по лекториям для театралов

В рамках борьбы с весенней хандрой и ленивыми вечерами “Ъ-Lifestyle” разузнал, где в Москве театр можно не только смотреть, но и изучать. Новые и лучшие курсы и лектории — в нашем обзоре.

Электротеатр

«Школа современного зрителя и слушателя»

Самая сложно устроенная театральная площадка Москвы придумала для своих посетителей целую школу. Ее цель — вовлечь городского зрителя в практику современного искусства и устроить грандиозный обмен мнений. В анонсах на сайте легко запутаться, в них много профессиональной терминологии. На деле же школа — это просто. Здесь можно присутствовать при разговоре итальянского режиссера-визионера Ромео Кастеллуччи и худрука Электротеатра Бориса Юхананова или обсуждать спектакль «Макс Блэк, или 62 способа подпереть голову рукой» с его создателем, немецким композитором и режиссером Хайнером Гёббельсом. Еще можно выучиться понимать современную оперу (привет врагам «Тангейзера»), слушать новую музыку вместе с композитором Дмитрием Курляндским и дирижером Теодором Курентзисом или стать одним из участников круглого стола и вместе с именитыми критиками определять новые границы территории искусства. Четкого плана лекций нет, идеи для них рождаются в закрытых и открытых профессиональных сообществах в ответ на прямой интерес завсегдатаев театров и выставочных пространств. На многие события, организованные школой, можно попасть бесплатно. Или за символические 200–300 рублей.

Кристина Матвиенко: «Наша школа была придумана как способ диалога между людьми и искусством. Не ликбез или культпросвет, а диалог, в котором люди не чувствуют себя обучаемыми. Без адаптивности. Это, как мне кажется, позиция Юхананова — не стремиться объяснять образованным людям, что они увидели. Скорее устроить для нас всех курсы повышения квалификации».

Скоро: 16 мая. Opera рядом. Цикл лекций об опере. Спикеры — Сергей Невский, Дмитрий Курляндский, Демьян Кудрявцев.

Театр наций

«Новое пространство»

Совсем новая и пока еще загадочная площадка Театра наций. Бывший сквот неформальных художников (Страстной бульвар, 12) открылся после реконструкции совсем недавно как часть Театрального квартала. Задуман он как новое «место силы», в котором будут взаимодействовать сразу семь видов искусства: театр, литература, музыка, перформанс, кинематограф, визуальное искусство и архитектура. Здесь будут реализовываться социальные проекты и проходить фантастические мастер-классы. В том числе и для людей с особенностями развития. В «комплекте» — лекции, творческие встречи, мини-спектакли, выставки, кинопоказы. Общаться с гостями «Пространства» будут именитые актеры и режиссеры (по слухам, приедут и европейские знаменитости). Программа «Нового пространства» стартует уже в новом сезоне.

Новое Пространство, Театр наций

Вера Мартынова, куратор «Пространства»: «Моя задача как куратора этого “Пространства” — в соединении разных видов искусства в одном месте. Блоки будут возникать в течение года, начиная с сентября до июня. И идти примерно по полтора месяца каждый. К примеру, блок музыки. Что это значит? Значит, что человек может прийти к нам, в наш домик в любое время и послушать концерт, увидеть-услышать музыкальную инсталляцию, поговорить с композиторами, послушать их лекции или принять участие в их мастер-классах, прочитать книги и актуальные статьи на тему современной музыки, увидеть результат коллаборации театральной команды (резидентов, которые будут всегда разные для каждого блока). Потом, допустим, блок визуального искусства. И так далее».

Официальное открытие в сентябре, следите за афишей на сайте театра.

Культурный центр «Хитровка»

Лекторий

Еще одна совсем новая площадка находится в Подколокольном переулке на исторической территории «Хитровки». Практически не тронутые временем бывшие соляные подвалы (в пространстве сохранились кирпичная кладка, своды и тайники XVIII века) приютят всех, кому интересен актуальный театр и искусство города. Кроме экспериментальных постановок на основе современной драматургии, экскурсий и выставок здесь задуман один из лучших лекториев столицы. Выдающийся шекспировед Алексей Бартошевич расскажет, зачем нужен театр. А театральные критики собираются вести диалог со слушателями на темы, откуда берутся ожидания зрителя от спектакля, в чем особенности архитектуры театральных зданий или что происходит с визуальным театром сегодня. Словом, на «Хитровке» займутся поиском ответов на всевозможные вопросы о театре. Стоимость одной лекции или встречи — 300 рублей.

Культурный центр «Хитровка»

Фото: Александр Иванишин

Анастасия Арефьева, куратор лектория: «Помимо пространства для спектаклей и выставок нам хочется создать образовательную платформу, питательную среду для общения и размышлений. Начинаем с азбуки, зачем нам нужен театр, что в нем осталось живого, настоящего, что он нам дает. Будут и лекции, посвященные театру в деталях. Например, мы планируем позвать специалистов современного танца и оперы, они расскажут обо всех нюансах жанра. А самые крупные действующие режиссеры смогут встретиться со своими зрителями на неформальных творческих встречах».

Скоро: 1–8 мая. Программа «Майские в городе». Лекции театроведов о Москве и театре.

Центр им. Вс. Мейерхольда

Кружки

Маленький и уютный ЦИМ — практически дом родной для амбициозных зрителей, готовых пробовать не только узнавать, как устроен современный театр, но и самим принимать в нем участие. Здесь проходят практические занятия с драматургами, хореографами, композиторами («Кружки»). Больше всего чистой теории в кружке критики, который ведет Елена Ковальская. Ее программа минимум — это четыре объемные лекции о современном театре и состоянии театральной журналистики. Плюс «разбор полетов» — все участники пишут рецензии на спектакли, затем следует тщательный анализ.

Кружки, Центр им Вс. Мейерхольда

Кружок пьесы, стендапа, сценического движения — практика чистой воды. Здесь кто угодно может стать драматургом, комиком или танцором. По факту все, кто учится в ЦИМе, ненадолго становятся такими же его резидентами, как, к примеру, брусникинцы, или стендаперы ЦИМермана. По пьесам кружковцев, например, сам Виктор Рыжаков выпускает спектакль. И если грань между профессионалами и «дилетантами» где-то и стирается, то именно в ЦИМе. Стоимость одного курса театральной критики — 4 тыс., сценического движения — 4 тыс., кружка пьесы — 5 тыс., кружка стендапа — 10 тыс. рублей. Бонус — участие предполагает бесплатное или льготное посещение спектаклей ЦИМа.

Скоро: Кружок стендапа — 12–29 мая.

Кружок пьесы — 15 мая—1 июня.

Елена Ковальская, арт-директор ЦИМа: «Кружок критики для меня как для арт-директора центра — возможность глубокой обратной связи с нашей публикой. И дискуссии со зрителями, которые мы организовываем к премьерам, и кружок — хорошая для меня школа адекватности. Люди театра обыкновенно полагают себя небожителями, несущими свет простым смертным. Знакомство со зрителями ставит нас на место, поскольку обнаруживается, что мы живем в герметичном мире и наше сознание подобно тоннелю, тогда как они разносторонне развиты. Они много читают, ходят на выставки, смотрят кино гораздо интенсивнее театральных людей. Для нас контекст — московский, на худой конец европейский театр. Для них мы довольно узкая часть широкого культурного поля. Словом, в кружке критики не столько я учу людей своим навыкам, сколько сама учусь».

«Мастерская Петра Фоменко»

Лекции о театре

Святая святых для всех поклонников «легкого дыхания» — «Мастерская Петра Фоменко» — затеяла прекрасное. Здесь тоже стартовали лекции о театре. В основном «фоменки» зовут детей от 7 до 11 лет, но, как выяснилось, родители интересуются темой ничуть не меньше. Так что есть шанс, что целевая аудитория лекций станет шире официально уже в новом сезоне. А пока в программе для всех желающих — ответы на вопросы, как устроен театр, чем кулисы отличаются от падуг, что такое софиты, для чего сцене карманы, как устроен древнегреческий театр и какими бывают театральные машины барочного театра. Стоимость участия — 750 рублей.

За кулисами театра "Мастерская Петра Фоменко"

Фото: Дмитрий Коротаев, Коммерсантъ

Скоро: лекции идут регулярно до конца июля.

Анастасия Сергеева, автор и ведущая, театровед: «Мне не хотелось просто водить детей по театру и показывать: вот это костюмерный цех, а вот это гримерный... Хотелось познакомить их с самим театром, рассказать, как он родился, как развивался. Что бы они увидели связи, тянущиеся от Древней Греции и до наших дней. Поэтому я предложила сделать именно лекцию. Но поскольку детям скучно просто сидеть и слушать, нужно было, чтобы эта лекция была яркой, зрелищной. Поэтому у нас много иллюстраций: картины, фотографии, старинные гравюры, фрагменты видео. Фактически мы устраиваем для ребят лекцию с элементами “шоу”. После нее поднимаемся на сцену, и они могут поближе рассмотреть все то, о чем мы разговаривали. Пощупать кулисы, повертеть ручку шумовой машины, поуправлять полетным устройством, ощутить масштабы сцены».

«Гоголь-центр»

Программа «Гоголь+», «Театральная медиатека»

«Гоголь-центр» — главное место для тех, кто любит поговорить о театре. Здесь регулярно проводятся беседы с актерами, драматургами и режиссерами. Недавно команда запустила программу в формате edutaiment. Теперь перед началом спектакля в фойе театра можно узнать о произведении, на котором основана постановка, его авторе, контексте создания. 15-минутный «образовательный стендап» со слайдами начинается за 20–25 минут до спектакля и заканчивается не позже второго звонка. Первую серию мини-лекций проводит Евгений Казачков, драматург, сценарист, преподаватель, один из нынешних арт-директоров и организаторов фестиваля молодой драматургии «Любимовка». Он подробно рассказывает о хитах «Гоголь-центра»: «Кому на Руси жить хорошо», «Мертвые души», «Машина Мюллер», «Хармс. Мыр», «Иоланта», «Русская красавица», «Девять», «(М)ученик».

Программа Гоголь+, Театральная медиатека «Гоголь-центр»

Фото: Ира Полярная

В «Гоголь-центре» на регулярной основе проходят лекции Марины Давыдовой, по сути, самый известный российский театровед читает полноценный курс по истории театра второй половины ХХ—начала XXI веков, разбирая спектакли Питера Брука и Касторфа, рассказывая об Ариане Мнушкиной и Кристофе Марталере, о Тадеуше Канторе, Патрисе Шеро, Ромео Кастеллуччи и др.. И, конечно, главная приманка для театралов — «Театральная медиатека», единственный в своем роде видеоархив. В вашем распоряжении — спектакли Пины Бауш, Роберта Уилсона, Ежи Гротовского, etc.

Скоро: 7 и 8 мая Евгений Казачков расскажет о спектакле «Иоланта».

Марина Давыдова, куратор проекта «Театральная медиатека»: «У “Театральной медиатеки” нет аналогов в России. Но их, похоже, нет и в мире. Впервые в истории театра предпринята попытка аккумулировать в одном месте весь имеющийся сегодня театральный видеоархив и сделать его доступным для самого широкого круга пользователей».

Наталья Витвицкая

Вся лента