Двигатель внешнего стояния

Площадке ОДК-ПМ на Восточном обходе меняют зонирование

Несмотря на фактическую «заморозку» проекта по переносу мощностей Пермского моторного завода за город, комиссия по землепользованию и застройке рассмотрела предложение о смене зонирования площадки в 200 га на Восточном обходе, где планируется разместить цеха ОДК-ПМ. У членов комиссии возникли вопросы по транспортной инфраструктуре, изменению генплана и возможности жилищного строительства рядом с будущим производством. Большинством голосов проект был одобрен и направлен на публичные слушания. В руководстве предприятия поясняют, что сейчас смена зонирования — это подготовительная работа, но на запуск проекта, как и было заявлено зимой, все нет средств.

Фото: Максим Кимерлинг, Коммерсантъ

АО «ОДК — Пермские моторы» (ОДК-ПМ) обратилось в городскую комиссию по землепользованию и застройке с предложением об изменении зонирования большой территории на Восточном обходе, куда планируется перенести мощности моторного завода. Сейчас участки относятся к зоне С-2 (режимные объекты ограниченного доступа), предлагается установить производственные зоны ПК-2, ПК-3, ПК-4, рекреационную зону Р-2, специальную зону С-1 (инженерных, технических сооружений) и Ц-6 (зона обслуживания промышленности, торговли, складирования и мелкого производства). Директор ОДК-ПМ по инфраструктуре Николай Андреев сообщил, что уже разработан технологический проект нового завода, завершено предварительное проектирование, проведены инженерно-геодезические и инженерно-геологические изыскания, подготовлен проект планировки и межевания территории. Общая площадь участка под производство составляет 65 га, площадь будущих зданий — почти 300 тыс. кв. м, количество рабочих мест — 6 тыс. После переноса мощностей на существующей площадке ОДК-ПМ в Перми (вдоль ул. Куйбышева) освободится половина территории — 40 га. Предполагается, что ОДК-ПМ станет якорным предприятием площадки на Восточном обходе, где планируется разместить технопарк «Парма». Этим проектом занимается АО «Корпорация развития Пермского края», с которой завод в прошлом году заключил соглашение. Под эти цели в прошлом году минобороны передало в краевую собственность земельный участок площадью 224 га.

Директор «Уралгео» (компания-проектировщик) Вадим Чернопазов уточнил, что проект предусматривает три этапа освоения территории: первый — это производственные мощности, второй — логистическая зона (этот участок курирует КРПК), и третий, на перспективу, — под зону промышленных объектов. Он уточнил, что территория имеет сложный рельеф, окружена городскими лесами и эти условия определяли планировочную концепцию. Сложным, по его словам, оказался и вопрос транспортной доступности, соединения площадки с Восточным обходом. Рассматривается вариант примыкания к существующей транспортной развязке с въездом и выездом и мостовой переход с возможностью заезда со стороны Новых Лядов и выезда в сторону города. «Мы моделировали возможный трафик и нагрузку на Восточный обход. Но территория имеет свои особенности: это производственный объект со своим сменным режимом, нагрузки в пиковые часы на Восточный обход он не несет», — добавил господин Чернопазов. Он отметил, что вопрос инженерной инфраструктуры также был непростым из-за удаленности площадки от существующих инженерных систем, рассматривалось несколько вариантов решения.

Напомним, реформирование производства Пермского моторного завода (сейчас — ОДК-ПМ) необходимо в связи с увеличением загрузки и расширением производственной линейки предприятия. Расширение произойдет за счет освоения производства двигателя ПД-14 для перспективного среднемагистрального лайнера МС-21. Согласно производственной программе ПМЗ, годовой выпуск ПД-14 к 2025 году должен составить 101 изделие (в 2014 году — 4). Планируется также увеличение производства ПС-90А с 28 единиц в 2014 году до 98 в 2025-м. Выпуск ГТУ на базе ПС-90А и ПД-14 должен возрасти с 46 до 65 единиц соответственно. Общая стоимость работ по переносу мощностей составляет примерно 40 млрд руб. Изначально предполагалось, что стартовый капитал на проект завод получит за счет средств федерального бюджета в рамках одной из ФЦП, а остальное — банковские кредиты и собственные средства. В начале этого года стало известно, что реализация проекта по переносу на новую площадку производства отложена из-за финансовых сложностей. Выход на площадку был отложен на год. Источник в руководстве ОДК-ПМ пояснил, что смена зонирования площадки — это подготовительные работы, проект пока еще заморожен.

На заседании комиссии по землепользованию и.о. начальника городского управления по экологии и природопользованию Лев Третьяков поинтересовался, каким образом планируется прокладывать дорогу к новому предприятию, ведь по проекту она проходит через зону городских лесов. «Мы видим единственный выход: это реконструкция существующего объекта улично-дорожной сети города (участка Восточного обхода. — „Ъ“), и законодательство позволяет в этом случае использовать зоны лесов. Самих лесов здесь сегодня нет, есть только зона», — пояснил Вадим Чернопазов.

Архитектор Игорь Луговой уточнил, предполагается ли организовать железнодорожные подъезды к площадке. Николай Андреев заявил, что это не предусмотрено: «У нас есть еще одна площадка — загородная испытательная станция в Новых Лядах. Она обеспечена железнодорожными путями, которые функционируют. Мы предполагаем, что те грузы, которые будем получать железнодорожным транспортом, а это топливо, мы будем принимать там. Вывоз продукции осуществляется только автотранспортом». Работники ОДК-ПМ будут доставляться на новое производство заводскими автобусами. «В дальнейшем при развитии предполагали рассмотреть вопрос об общественном транспорте», — добавил господин Андреев. Игорь Луговой также выразил беспокойство, что изменение зонирования не соответствует генплану, и это уже не первая такая корректировка, в результате которой главный градостроительный документ Перми не имеет отношения к реальности. Председатель комиссии Андрей Ярославцев напомнил, что еще в прошлом году дума установила исключения, когда можно обойтись только изменением ПЗЗ, и проект ОДК-ПМ является таким случаем. Господин Ярославцев также заметил, что в генплане как раз декларируется вынос промышленных предприятий из центра города, хотя напрямую в зонировании и картах это действительно не зафиксировано. Он добавил, что корректировка генплана в любом случае состоится, скорее всего это будет сделано в следующем году.

Архитектор Виктор Щипалкин поинтересовался, не планировалось ли организовать жилую зону поблизости с новым производством: «Здесь ведь есть земли РЖС (федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства. — „Ъ“) в Паздерино, около 50 га». По словам Николая Андреева, в перспективе строительство жилья обсуждалось и уже рассматривались несколько территорий, в том числе площадка недостроенной ТЭЦ, федеральные земли в районе Фролов. Член комиссии Денис Галицкий заявил, что его беспокоят такие проекты, как перенос производства ОДК-ПМ. «Мы создаем огромное количество рабочих мест за пределами той территории, где люди проживают. Эйфории у меня точно нет. Конечно, промышленность надо развивать, но территориальная схема опасна сама по себе», — пояснил господин Галицкий. Остальные члены комиссии поддержали смену зонирования. Проект будет направлен на публичные слушания.

Светлана Быкова

Вся лента