Cлишком супер стар

Что русскому хорошо, англичанину тоже хорошо

Что такое «современный олдтаймер», кто его может для вас построить и во сколько вам это обойдется

Когда идеи витают в воздухе, трудно определить, кто «придумал первый». А если вспомнить еще присказку, что «новое – это хорошо забытое старое», то подобный спор вообще теряет смысл.

Десять лет назад из почти полувековой спячки вышла компания Carrozzeria Touring Superleggera. Это ателье в середине прошлого века построило столько эстетически прекрасных кузовов для самых разных марок, что, кажется, какой автомобильный аукцион сегодня ни возьми, там будут машины, к которым они приложили свою божественную ладошку. Сегодня компания регулярно участвует на Женевском автосалоне, где среди гигантских выставочных площадок авто-масс-маркета ютятся стенды мелких компаний, производителей мелкосерийных спорткаров, китчевого тюнинга и стильных концептов. Touring Superleggera три года назад показала там свою Alfa Romeo Disco Volante. В изящном автомобиле утонченно-винтажного вида фанаты итальянской марки легко угадывали черты легендарной Alfa Romeo C52 Disco Volante 1952 года, созданной той же Superleggera. Новый автомобиль был построен на основе современного купе Alfa Romeo 8C Competizione. Это был не концепт и не шоу-кар. Автомобиль может заказать себе любой желающий при наличии должных финансовых средств. И на сегодня это не единственная подобная модель, которая есть в арсенале итальянцев.  

Впрочем, для обезличенного словосочетания «подобная модель» есть прекрасный синоним, а именно «современный олдтаймер», что очень точно описывает суть той самой витающей идеи. Именно так называют свой автомобиль Vintage в российской компании Bilenkin Classic Cars. Новинка дебютировала сразу на международном уровне – ее привезли на первые официальные смотрины прошлой осенью на автосалон в Дубай. В Арабских Эмиратах очень любят и суперкары, и тюнинг, и олдтаймеры. Всего этого добра на выставке было с избытком, но русский Vintage нисколько в этом море блестящего лакшери не потерялся. Так же как и другой современный олдтаймер – из Великобритании, стильный Speedback GT, созданный компанией David Brown Automotive. К обоим автомобилям неподдельный интерес проявляли статные эмиратцы в белоснежных кандурах.

Немного конспирологии. Как известно, DB в названии моделей Aston Martin не пустые буквы, а инициалы: британский предприниматель Дэвид Браун владел компанией с 1947 по 1972 год. Это, конечно же, был другой Дэвид Браун. Кроме прочего, он был известен тем, что, будучи владельцем компании, которая построила ставший впоследствии культовым Aston Martin DB5, сам предпочитал ездить на Jaguar XJ. А спустя многие годы его полный тезка выберет шасси для современного олдтаймера от Jaguar, чтобы построить на его основе автомобиль, а дизайн для него разработает Алан Мобберли, в течение 19 лет занимавший должность руководителя отдела дизайна марки Land Rover.

Удивительно, как много общего между этими машинами. В основе каждой из них – современная модель автомобиля. В случае с Speedback GT – это Jaguar XKR, в случае с Vintage – BMW 3-й серии. Обе компании делают автомобилю лишь новую «старую» оболочку. Speedback GT выдает в себе англичанина с пол-оборота. В нем, кажется, столько цитат из Aston Martin DB5! Что касается Vintage, в его внешности местами мерещится то одна, то другая отечественная автомобильная легенда.

В чем же еще сходства? Каждая компания названа в честь своего основателя и владельца. Каждый из них питает слабость к классическим автомобилям. Но Дэвид Браун в основном их покупал и ездил на них, а Кирилл Биленкин – в основном их реставрировал. Хотя никто из них не претендует на то, чтобы предлагать миру что-то исконно национальное, тем не менее в логотипе каждой марки можно найти черты государственной символики: у David Brown – британский флаг, у Bilenkin – двуглавый орел.

Но дьявол, как обычно, прячется в деталях. При многих внешних сходствах подход к принципу производства различается. Англичане предпочитают работать по старинке, выстукивая алюминиевый кузов вручную. И в этом есть что-то особенно олдтаймерское, можно сказать, «ламповое». Но прибавить к этому еще и шасси от не самой дешевой модели Jaguar, и мы получаем заоблачную цену на Speedback GT, которую в самой компании лишний раз, кажется, стараются не произносить вслух, и это понятно: семьсот пятьдесят тысяч долларов – звучит очень внушительно.

Компания Bilenkin пошла другим путем. Кузов для Vintage делается из стеклопластика, что, конечно же, заметно сказывается на цене. Чтобы сделать автомобиль более доступным, в качестве основы выбрали все же более или менее бюджетную, особенно на фоне XKR, «трешку» BMW. В итоге цены на Vintage начинаются со ста пятидесяти тысяч долларов. Это тоже, конечно, немало. Но это смотря с чем сравнивать.

Дэвид Браун, основатель и генеральный директор David Brown Automotive

Фото: Автопилот

Я действительно горжусь тем, чего я достиг с Speedback GT. Поэтому мне, конечно, хотелось поставить свое имя на этом автомобиле и назвать компанию в честь себя.

Первоначальная идея пришла мне в голову, когда я принимал участие в ралли классических автомобилей. Я управлял машиной шестидесятых годов, которая была потрясающе красивой, однако очень медленной и неудобной, если оценивать ее по сегодняшним стандартам. Сочетание стиля того времени с современными технологиями стало лозунгом моего бизнеса.

С момента запуска автомобиля мы получили обширную обратную связь как от журналистов, так и от потенциальных клиентов, резюмировать которую можно фразой: «Это автомобиль, который я всегда хотел купить, но который никогда прежде не поступал в продажу». Существует много любителей автомобилей середины прошлого века, которые чрезвычайно очарованы их внешним видом, но при этом не хотят отказывать себе в скорости и комфорте. Speedback GT позволяет человеку обладать действительно элегантной машиной классического дизайна, которую приятно использовать не только каждый день, но и в дальних поездках.

Каждый Speedback GT, конечно же, делается по специальному заказу. Клиент может приезжать к нам в мастерскую в Ковентри так часто, как ему угодно, чтобы следить за тем, как строят его автомобиль. Более того, каждый заказчик также получает доступ к клиентскому онлайн-порталу, который постоянно обновляется, мы размещаем там текущую информацию и фотографии, есть даже обратный отсчет дней до момента доставки клиенту его машины, все это позволяет человеку чувствовать себя еще более активно вовлеченным в процесс производства его личного Speedback GT. И в отличие от серийных машин, когда дело доходит до индивидуализации, здесь возможности действительно безграничны. Но до сих пор у нас пока были довольно сдержанные заказы с этой точки зрения.

С заказчиками меня объединяет то, что для всех нас стиль, производительность, функциональность и роскошь важны в одинаковой степени. Когда мы работали над Speedback GT, я хотел, чтобы автомобиль не только красиво выглядел внутри и снаружи, но был бы действительно практичным, настоящим Gran Turismo. Само собой разумеется, что внушительная мощность отлично дополняет характер автомобиля такого класса, у Speedback GT более чем достаточно лошадиных сил благодаря фантастическому пятилитровому двигателю V8 с наддувом.

Мы используем шасси, двигатель и ходовую часть, разработанные Jaguar, поэтому компания поддерживает гарантию на Speedback GT и наши клиенты могут обслуживать свои автомобили у любого дилера Jaguar в любой стране. Мы получили заказы из самых разных уголков мира и собираемся эти заказы выполнить. Некоторые из наших клиентов владеют классическими автомобилями, поэтому могут по-настоящему оценить то, чего мы пытались достичь с точки зрения стиля и характера, которые лежат в основе проекта Speedback GT.

Постройка автомобиля занимает около шести месяцев. Говоря точнее, производство каждого Speedback GT требует около 3200 человеко-часов. Кузов автомобиля делается полностью из алюминиевых панелей, которые формируются традиционным способом, как и много лет назад. Это ручная работа, из используемых инструментов – лишь специальные молотки и «английское колесо», простейший станок для обработки металлических листов. Только на производство кузова требуется 2500 человеко-часов. Современные технологии мы используем лишь для того, чтобы гарантировать, что все панели соединены ровно и это соответствует современным стандартам.

Существует целый рынок для автолюбителей, которые ценят традиции и мастерство. Две эти характеристики и составляют суть традиционного кузовостроения, которое дает нам свободу как с точки зрения дизайна, так и с точки зрения стиля. Сегодня стало возможно объединить два мира: современные технологии и высокую производительность с красивым дизайном и, что важно, традициями, которые использовались мастерами при постройке кузовов много лет назад. Крупные компании, конечно, вряд ли смогут вернуться к такому способу производства автомобилей. Но для таких маленьких фирм, как наша, возможно, будущее именно за таким возвратом в прошлое.

Кирилл Биленкин, основатель и руководитель компании Bilenkin Classic Cars

Фото: Автопилот

Моя мастерская существует уже много лет. Когда-то компания называлась по-другому, но однажды мы решились на новый проект, и все вокруг стали твердить, что фамилия в названии фирмы будет являться гарантией качества нашей продукции. Я в качестве ни на минуту не сомневался и могу ответить за него лично своей фамилией.

Тему реинкарнации старых машин мы обсуждали с товарищами долго и много. И не только обсуждали – мы, скажем так, модернизировали немало олдтаймеров. Но от замены старых технических узлов на новые владелец классического автомобиля часто ждал, что в итоге он сядет за руль современной машины. Но это – иллюзия.

Мы задумали Vintage изначально как коммерческий проект. Именно поэтому сделали для демонстрации две машины, чтобы показать, насколько разными они могут быть. Одна модель – дизельная с механической коробкой передач и лаконичным салоном, а другая – с мощным бензиновым мотором и «автоматом», можно сказать, в топовой комплектации, этакий шоу-кар, который демонстрирует, каковы наши возможности.

Четыре месяца занимает постройка автомобиля, максимум – пять. Но это пока идет отладка процесса, в дальнейшем сроки сократятся до трех-четырех месяцев. Сегодня у нас уже несколько машин в работе.

В основе Vintage лежит шасси предыдущего поколения BMW 3-й серии. Это модель премиум-сегмента, но при этом она очень популярна и потому доступна. Современные автомобили такого класса с пробегом до тридцати-сорока тысяч – это практически новый автомобиль с точки зрения его технического состояния. И конечно, мы даем все гарантии, что автомобиль официально обслуживался и прошел все ТО. Все эти факторы дают нам ценовое преимущество, благодаря им стартовая стоимость каждого итогового автомобиля относительно невелика.

В конструктивную часть автомобиля мы никак не вмешиваемся. Более того, мы так спроектировали кузов, что ко всем агрегатам и органам управления есть свободный доступ, все детали крепятся на штатные места. Это значит, что любой дилер BMW может осуществлять техническое обслуживание Vintage. А в случае какой-либо кузовной проблемы мы можем в короткие сроки сделать нужную деталь, и практически в любой мастерской ее смогут легко установить, если владельцу Vintage, скажем, далеко добираться на ремонт именно к нам.

Когда я разрабатывал дизайн кузова, я старался сделать некий собирательный образ ретроавтомобиля 1950, 1960 и 1970-х годов. Здесь много – в хорошем смысле слова – позаимствованных черт. От Volvo 1800, от Fiat, от Jaguar. Многие усматривают в Vintage некую схожесть с 21-й «Волгой», тем самым пытаясь придать автомобилю, так сказать, национальные черты. Но стилистика передних крыльев ГАЗ-21 на самом деле была свойственна огромному количеству автомобилей.

Кузов Vintage выполнен из стеклопластика, этот композитный материал отличается прекрасными характеристиками как по пределу прочности, так и по разного рода параметрам стойкости, не говоря уже о его весе. Раньше я к стеклопластикам и другим подобным материалам относился настороженно, так как к ним было много вопросов, в том числе по усадке с течением времени. Но технологии их производства все время совершенствуются, и на сегодняшний день подобных претензий к качеству уже не возникает. Это можно сравнить с автоматической коробкой передач. Еще не так давно к автомобилям с «автоматом» относились более чем настороженно: они плохо вели себя на льду, буксовали, были претензии к динамике разгона. Современные автоматические коробки в разы лучше работают, чем «механика», они быстрее, надежнее, не требуют постоянного обслуживания.

Я считаю, что за подобным видом автомобилестроения будущее. Люди немного устали от «обмылков», им хочется чего-то особенного, красивого. Но если прежде индивидуальное производство кузова стоило более чем дорого, то с развитием и совершенствованием технологий этот процесс становится доступным, и со времени он будет только дешеветь. Я говорю в первую очередь о сканировании, 3D-моделировании, фрезеровке матриц… Сильно повысилось качество композитных материалов. Вероятно, уже года через два-три даже крупные детали кузова будут делаться методом печатания на 3D-принтере, и тогда от моделирования на компьютере до готовой детали будет лишь один шаг.

фото: Татьяны Салютовой, Марго Ванцян, David Brown Automotive, Bilenkin Classic Cars

текст:Анна Килимник
Вся лента