«Шансы демократической коалиции после публикации фильма о Касьянове снижаются»

Илья Яшин не будет участвовать в выборах от ПАРНАС

Илья Яшин отказался идти на выборы в Госдуму по списку ПАРНАС. Он снял свою кандидатуру с праймериз демократической коалиции. Свое решение зампред партии объяснил разногласиями с ее лидером Михаилом Касьяновым. По словам Яшина, Касьянов должен был добровольно отказаться от квоты на первое место в партийном списке после показа сюжета «Касьянов день» на НТВ. Однако он этого не сделал. Яшин подчеркнул, что такая позиция «подрывает доверие избирателей и не дает реальной возможности вести эффективную агитационную кампанию». Фильм «Касьянов день» вышел в эфир 1 апреля. Там были показаны кадры интимных встреч Касьянова с его соратницей по партии Натальей Пелевиной, в которых они обсуждают политические планы, цели оппозиции и методы их достижения. Политолог Дмитрий Орешкин ответил на вопросы ведущего «Коммерсантъ FM» Максима Митченкова.

Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ

— Объясните, в первую очередь, слушателям, что это значит по факту? Яшин и в выборах в сентябре участвовать не будет?

— Нет, я думаю, что Илья попробует идти по одномандатному округу, заручившись какой-то другой поддержкой.

— А этот раскол в коалиции что вообще значит?

— Оставляем в стороне недопустимость тех методов, которые власть использовала для раскола, и попробуем сухой анализ провести, остаток того, что получилось. Получилось плохо. У Яшина есть своя логика. Дело в том, что у партии ПАРНАС есть ядерный электорат, который пропустит мимо ушей эту акцию — они симпатизируют Навальному, симпатизируют Касьянову, симпатизируют партии. В некотором смысле Касьянов прав, когда не желает прогибаться под те условия, которые ему навязаны с помощью публикации такого рода материалов.

Но у Яшина своя логика. Она заключается в том, что задача партии не в том, чтобы мобилизовать ядерный электорат, он составляет, скажем, 1,5 % голосующих. Задача — привлечь шлейфовый электорат, то есть колеблющихся, людей, которые недовольны нынешней ситуацией и ищут, за кого бы проголосовать. На этом фоне, конечно, престижу партии, престижу Касьянова нанесен существенный удар, как к этому ни относись. Методы мерзкие, но эффективные.

— Дмитрий Борисович, вы считаете, что именно фильм нанес такой удар партии, или раскол в коалиции назревал давно?

— Нет, понятно, что всегда в любой коалиции есть внутренние конфликты. В данном случае, системный конфликт заключается в том, что у группы Навального гораздо более серьезные ресурсы касательно организации партийных праймериз. Потому что у него есть сеть, у него есть известность, у него есть навыки ведения в интернете грамотной кампании. В конце концов, он и его ребята проводили выборы в Координационный совет в свое время. Так что эта процедура в перспективе усиливала позиции Навального, что, конечно, не могло не волновать тех, кто стоит за Касьяновым, и его, в первую очередь. Поэтому, конечно, есть некоторая озабоченность.

Политика есть всегда такая вещь, как борьба за лидерство. Они договорились, что Касьянов идет первым. У Касьянова есть важные вещи: во-первых, у него есть ярлык, то есть лицензия на участие. Партия зарегистрирована, соответственно, ее не могут снять. Во-вторых, у него есть опыт, кроме этого, у него есть финансовые ресурсы. У Навального другое — у него есть преимущество молодости, напора, известности, популярности и интернет-царства. Он действительно царь интернета.

— Дмитрий Борисович, получается, что фильм просто обострил ту ситуацию, которая уже была. Тем более что в этом фильме был показан, скажем так, человек, похожий на Касьянова, нелицеприятно отзывается о Яшине и Навальном.

— Политики друг о друге редко отзываются однозначно вежливо, особенно в частной обстановке. Так что, если бы опубликовали внутренние записи переговоров политиков «Единой России» или «Справедливой России», там было бы все то же самое. Политика — это борьба за лидерство. Конечно, опубликовали, выплеснули, да, нанесли серьезный удар. Теперь в некотором смысле Касьянов представляет трудность для партии — во всяком случае, Яшин так считает. И он предпочел сойти с этого корабля, плыть дальше самостоятельно.

— Дмитрий Борисович, Яшин же заявлял, что он не будет из партии выходить? Или это все-таки возможно, каковы шансы?

— Я думаю, что это технический вопрос — выйдет ли он из партии или просто виртуально от нее дистанцируется в этой избирательной системе. Он сказал, что не будет участвовать в праймериз. Он сказал, что он в эти игры не играет. Ему в ответ сказали, что двери не закрыты — если остынет немножко, может быть, потом вернется. Не исключено такое развитие, но, в любом случае, получается, что шансы коалиции после публикации этого мерзкого фильма снижаются, от этого никуда не денешься.

Вопрос — как действовать дальше? Если уйти, как, скажем, поступила госпожа Пелевина — она сняла свою кандидатуру и заявила о выходе из партийного руководства. Это, может быть, благородно, но это можно понимать как некоторую слабость. Касьянова вообще обложили — ему не позволяют встречаться с избирателями, его везде встречают тортами, ведут мерзкую, специально на него рассчитанную дискредитирующую кампанию, а он в ней теряется, это не его стиль. Яшин легко переживает торты, так же, как и Навальный, для него не привыкать. У Касьянова другой имидж, другой опыт, другое лицо, он не может в такой ситуации вести избирательную кампанию на местах, ему не дают.

Вся лента