Матрешка здесь бесполезна

Виктор Моисейкин, генеральный директор ювелирного дома «MOISEIKIN», специально для газеты «Коммерсантъ-Урал» рассказал о том, какой подарок азиатскому деловому партнеру не станет концом сотрудничества.

При выборе подарка для партнеров в азиатских странах следует учитывать три основополагающих фактора. Первостепенное значение имеет символизм подарка. Китайцы, например, охотно окружают себя теми вещами, которые, согласно их культуре, сулят удачу, богатство, семейное счастье и успех в делах. Вместе с тем это очень практичные и рациональные люди, поэтому на втором месте прикладной характер подарка. Для азиата самая бесполезная вещь в качестве подарка — это матрешка, они совершенно не понимают, что с ней делать. Самыми нейтральными и универсальными подарками могут стать приглашение в ресторан или корзина фруктов. Третий компонент — это качество и эстетика подарка. Учтем, что для азиата любая встреча — это повод для подарка, а подарок — знак внимания. Главное помнить, что подарки без ярко выраженного повода (Новый год, день рождения и т.д.), не должны быть очень дорогими.

Реакция людей на подарки в наших странах отличается не сильно, ведь это часть традиции. Например, в Сингапуре и Гонконге категорически нельзя дарить вообще никакие подарки чиновникам. Хотя в Европе и Америке, например, к подаркам не привыкли вообще. Для них есть процесс переговоров, а ты его участник. Вот где, действительно, «бизнес и ничего личного». Но надо понимать, что Азия большая и разная, и в каждом уголке даже внутри одной страны могут быть свои традиции. Я и сам недавно попал впросак в Бангкоке. На встрече с партнером-женщиной я решил преподнести в подарок цветы. Казалось бы, что может быть проще и уместней. Цветочница на улице продавала красивые маленькие букетики. Они так понравились мне, что я купил в подарок именно их. Результат: человек в ужасе. Оказалось, что это был день памяти усопших, и вот такие букетики как раз для поминания. Потом мне пришлось применять все дипломатические навыки, чтобы исправить положение. С цветами, кстати, вообще сложно. В Японии и Китае, например, вообще не принято их дарить. В других азиатских странах, если дарите, то лучше два цветка. Четыре — вообще нельзя (4 символизирует смерть). И белые цветы неуместны во многих местах, они только для похорон.

В Азии, как и в России, существуют ограничения на стоимость подарков. В Японии и вовсе сумму подарка согласуют заранее. Если такой возможности нет, то рассматривают опыт предыдущих подарков. Для обычного случая — должно быть что-то скромное, но со смыслом. С нашей стороны (ЮД «MOISEIKIN»), это зачастую «Денежкин камень». У природного камня есть хороший символизм, этот сувенир можно использовать как антистресс-терапию, он сделан качественно, и у него есть продолжение, то есть всегда можно «додарить» или еще один камень, или магнитную фигурку. Но всегда надо помнить, что азиата подарок обязывает. Если вы подарите дорогой подарок, они в ответ подарят еще дороже.

Если партнерские отношения только начинаются, то в выборе подарка, конечно, лучше быть скромнее. А дальше можно экспериментировать. Однажды, после нескольких лет знакомства, я подарил супруге Мэгуо Ямамото брошь, которую украсил его же жемчугом. И это было очень кстати! Оказалось, она давно мечтала о подобном украшении. Но я позволил себе это только после того, как между мной и господином Ямамото сложились теплые дружеские отношения.

Виктор Моисейкин, генеральный директор ЮД «MOISEIKIN», член свердловского отделения «Деловой России»

Вся лента