Виртуальная гармония

Марина Прохорова о выставке GucciGram Tian

Компания Gucci создала художественную выставку под названием GucciGram Tian, вторую по счету после демонстрировавшейся в Шанхае No Longer / Not Yet. Куратором по-прежнему остался креативный директор Gucci Алессандро Микеле. Но эта выставка принципиально отличается от большинства совместных работ художников и модных домов — она полностью виртуальна. Проект можно посмотреть на сайте компании — www.gucci.com/guccigram-tian.

Конечно, можно сказать, что выставка, расположенная в онлайне,— экономически выгодное решение. К тому же посетители выставки автоматически оказываются на сайте Gucci, где, вдохновленные произведениями искусства, могут немедленно совершить покупки в интернет-магазине. Все так. Но на самом деле это действительно современное решение: экспонаты выставки GucciGram Tian доступны всем интересующимся. А качество не страдает, и про "эффект присутствия" говорить тоже не приходится, поскольку все представленные на выставке художники известны именно благодаря своим онлайн-произведениям.

В проекте приняли участие 24 художника и фотохудожника. Все из Азии — Китая, Сингапура, Вьетнама, Южной Кореи, Австралии, Японии. Среди них есть и художники с мировой известностью, и пока еще известные мало.

Ли Кю-Тэ

Фото: предоставлено Gucci

В качестве источника вдохновения участникам выставки был предложен псевдовосточный рисунок "тянь", tian, то есть "небо" — классический узор в стилистике шинуазри, часто используемый при создании коллекций Gucci,— но изображает он не пустое пространство небес, а живой мир, наполненный птицами и цветами. Источником для этого типичного гуччиевского рисунка является прекрасное каллиграфическое произведение неизвестного китайского художника Х века "Птица и цветы" с колибри, бабочками и цветами. Алессандро Микеле узор "тянь" тоже любит. Именно этому рисунку он посвятил собственную инсталляцию на предыдущей, шанхайской выставке Gucci No Longer / Not Yet.

Одна из основных идей выставки — слияние культур и исчезновение творческих барьеров между различными частями человеческой цивилизации, неизбежное в эпоху интернета. Но изначальная даосская идея — гармония природы, идеальный баланс между действием и неподвижностью — в исполнении современных дальневосточных диджитал-художников зачастую отходит от древнего канона дальше, чем европеизированный узор, стилизованный работавшими на марку Gucci художниками. Птицы с цветами в их исполнении то практически закрывают собой современные города — или разрывают интерьеры жилищ,— то их гармония нарушается пролетающими самолетами. Узор "небо" украшает подгузники якобы классических путти. Наряды с прелестным узором демонстрируют странные пухлые существа весьма негламурного вида. И в то же время эти прекрасные колибри, бабочки и цветущие деревья с огромной скоростью заполоняют собою огромные пространства, тем самым явно увеличивая количество гармонии хотя бы в виртуальном мире.

Помимо размышлений об изменениях классического рисунка, демонстрации новых возможностей в искусстве, достигнутых благодаря погружению во всемирные сети, и всех прочих околохудожественных инноваций, этот придуманный Алессандро Микеле и компанией Gucci проект очень многое объясняет и про последние тенденции в области моды. Он хорошо и внятно демонстрирует, почему все чаще новые коллекции pret-a-porter создаются стилистами, а не дизайнерами. Алессандро Микеле как раз из креативных директоров, сильных именно как стилисты. Он умен, образован и действительно высокопрофессионален, так что все посмотревшие проект GucciGram Tian могут не только познакомиться с размышлениями двух с половиной десятков художников о достижении гармонии, синкретизме человека и природы, балансе мира и прочих высокодуховных вещах. Но и вполне конкретно понять, как надо правильно обращаться со стилизациями в области моды. Как брать за основу классические и легко узнаваемые образы, которые теперь создаются в коллекциях pret-a-porter, и видоизменять их под себя, сообразуясь с собственным настроением, вкусом, внешностью. Делать это по новым правилам следует смело и даже с некоторой разухабистостью. Но так, чтобы источник вдохновения — и любимый бренд конечно — оставались вполне опознаваемыми.

www.gucci.com/guccigram-tian

Вся лента