Обсуждение несостоятельности

Депутаты указали на недочеты закона о банкротстве

В госсобрании Башкирии вчера обсудили меры по совершенствованию законодательства для предупреждения банкротств предприятий. В настоящее время, отметили спикеры, оно нацелено не на оздоровление компаний, а на их ликвидацию. Участники слушаний предложили, в том числе, ужесточить законодательство для арбитражных управляющих. Свои предложения они намерены направить в Госдуму России для внесения поправок в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Башкирские депутаты предложат изменения в закон о банкротстве

Фото: Дмитрий Лекай, Коммерсантъ

Вчера в госсобрании Башкирии депутаты, представители регионального правительства, МВД, прокуратуры республики рассуждали о том, как можно усовершенствовать законодательство о банкротстве предприятий. По словам спикера Курултая Константина Толкачева, нарушения законодательства о банкротстве фиксируются очень часто. Они, полагает руководитель парламента, приводят к «выводу активов в интересах одного кредитора». Господин Толкачев отметил, что задача государственных органов «сделать процедуру банкротства максимально прозрачной для всех сторон процесса».

По словам министра земельных и имущественных отношений Башкирии Евгения Гурьева, на начало 2016 года, как и два года назад, в Башкирии насчитывалось 711 предприятий разных форм собственности, которые находятся на разных стадиях процесса банкротства.

По данным прокуратуры Башкирии, за 2015 год было выявлено 300 нарушений закона в сфере банкротства юрлиц. Из 12 заявлений о дисквалификации кризисных менеджеров, направленных в арбитражный суд управлением Росреестра, удовлетворены были лишь пять, посетовал заместитель руководителя регионального управления Петр Клец. «Закон о банкротстве, полагаю, носит ликвидационный характер и позволяет зарабатывать при ликвидации предприятий. При этом социальные вопросы остаются нерешенными. Нормы закона по восстановлению платежеспособности, санации предприятия на практике практически не работают. Случаи расчета с кредиторами после распродажи имущества единичны»,— отметил господин Клец.

По мнению экспертов, одной из причин затягивания процедур и неэффективности процессов санации назвали перегруженность арбитражных управляющих. На 1 января 2016 года в Башкирии работает 309 арбитражных управляющих. По данным управления Росреестра, каждый из них руководил до 15 компаний в разных регионах страны. Прокуратура и Росреестр предложили законодательно ограничить количество компаний, закрепленных за одним арбитражным управляющим. Они считают оптимальным, если каждый из них будет управлять максимум тремя юрлицами в пределах одного региона.

Еще одной проблемой выступающие назвали лояльность кризисных менеджеров и арбитражных судей. «Когда группа лиц планирует рейдерский захват, они все продумывают и подкрепляют свои действия решениями арбитражных судов»,— отметил представитель МВД по Башкирии Роберт Рахимкулов.

Свои предложения участники слушаний решили направить в качестве рекомендаций в Госдуму России для внесения соответствующих изменений в федеральный закон о банкротстве.

Арбитражный управляющий Алексей Емельянов прогнозирует, что в случае законодательного уменьшения количества предприятий на одного управляющего их количество может серьезно сократиться. «Сокращение объема работы не обязательно даст качество. Сегодня управляющий получает фиксированную зарплату по решению суда — 30 тыс. руб. в месяц. Из этих денег он должен выплатить налоги, заплатить за страховку в СРО и так далее. В итоге от этой суммы остается совсем немного. Также надо помнить, что бывают случаи, когда управляющий по факту не получает ровным счетом ничего — у предприятия нет возможности с ним рассчитаться. Поэтому, если объем работы будет ограничен, этим попросту будет невыгодно заниматься»,— отметил собеседник.

Ильмира Алимгузина, Булат Баширов

Вся лента