«Все беспилотники должны быть сертифицированы и зарегистрированы»

Владельцы игрушечных самолетиков станут пилотами

В России ужесточили правила использования беспилотных летательных аппаратов. Теперь их владельцы обязаны проходить процедуру регистрации. Под действие закона попадут даже игрушечные самолетики и вертолеты, а также квадрокоптеры, которые применяются для фотосъемки. Владельцы радиоуправляемых моделей отныне должны получать статус командира воздушного судна, а непосредственные операторы — свидетельство внешнего пилота. Эту меру необходимо было принять — от нее напрямую зависит безопасность россиян, заявил глава думского комитета по транспорту Евгений Москвичев.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

«Мы приняли решение, что как в Европе, в США и в других странах, все беспилотники от 250 г и выше, которые покупают, должны быть сертифицированы и зарегистрированы. Поэтому мы ничего не придумали и сделали, как в Европе. Практика закона покажет, если надо увеличить — не 250 г, а 500 г, к примеру, мы и это готовы рассмотреть. Но нам специалисты, профессионалы в области авиации должны это сказать», — пояснил Москвичев.

Первая версия законопроекта предполагала обязательную регистрацию беспилотников массой свыше 30 кг. По мнению представителей отрасли, это было намного логичнее. Закон вступил в силу, однако механизм его работы до сих пор не проработан, отметил главный редактор сайта о беспилотной авиации UAV.RU Денис Федутинов.

«Регистрация должна будет осуществляться через Росавиацию как уполномоченный орган. Вместе с тем вопрос о регистрации существует чисто теоретически. Для того чтобы осуществлять эту деятельность практически, Росавиации необходимо сформировать достаточно большой штат сотрудников соответствующих подразделений, которые будут решать как раз эти вопросы. Расширяя область применения данного закона вплоть до авиамоделистов, Росавиация получит громадный шквал заявок. Все они попадут в такое "бутылочное горлышко", решаться они будут бесконечно долго», — опасается Федутинов.

В мире зафиксированы сотни инцидентов с участием дронов. Самый громкий из них произошел в 2015 году, когда беспилотник залетел на территорию американского Белого дома. В августе в нью-йоркском аэропорту один из таких аппаратов оказался всего в 6 м от пассажирского самолета. Подобные случаи подтолкнули многие страны к ужесточению правил использования беспилотников.

С декабря прошлого года в США необходимо получать сертификаты на все беспилотные аппараты. Для дронов массой менее 25 кг действует упрощенная схема. Чтобы получить документ, необходимо зайти на специальный сайт и заплатить $5. После регистрации по почте приходит сертификат и специальный номер, который необходимо разместить на корпусе беспилотника. Документ действителен три года. Для нарушителей предусмотрены штрафы до $30 тыс.

В Италии полеты частных беспилотников серьезно ограничены. Их нельзя запускать при больших скоплениях людей, рядом с аэропортами, вокзалами, военными и правительственными объектами. Полеты дронов разрешены только на открытых, хорошо просматриваемых территориях, в удалении от людей и объектов инфраструктуры. Регистрации в Италии подлежат все аппараты тяжелее 25 кг.

В Великобритании, по закону, необходимо регистрировать беспилотники весом свыше 20 кг. Их владельцам необходимо знать основные правила полетов. В качестве гарантии таких знаний рекомендуется пройти специальные курсы в коммерческих компаниях. Дроны с камерами не должны приближаться к зданиям, автомобилям и людям на расстояние ближе 50 м.

Развитие беспилотной авиации вызывает обеспокоенность у многих стран. Ранее стало известно, что полиция Нидерландов будет останавливать дроны-нарушители с помощью орлов и ястребов. Птицы уже начали тренировки. Кроме того, в США был создан специальный прибор Drone Defender, который создает радиопомехи и вынуждает их приземляться.

Анастасия Ройзман

Вся лента