«Возможности у компании увеличить количество выписываемых штрафов нет»

Денис Буцаев рассказал “Ъ” об особенностях инвестиций в систему фиксации нарушений

О том, зачем Московской области понадобилась концессия для дорожных камер, каковы финансовые параметры контракта с концессионером и возможны ли манипуляции с выписыванием штрафных постановлений, в интервью “Ъ” рассказал заместитель председателя правительства Московской области — министр инвестиций и инноваций Московской области ДЕНИС БУЦАЕВ.

Фото: Дмитрий Лекай, Коммерсантъ

— Между кем и кем контракт заключен юридически?

— Между правительством Московской области, от имени которого выступало Министерство транспорта, и победителем тендера ООО «МВС Груп». В течение 53 недель со дня подписания контракта компания должна будет спроектировать и установить 1055 рубежей контроля (фиксация нарушения правил дорожного движения и контроль въезда-выезда в города для интеграции в программу «Безопасный город».— “Ъ”), то есть в марте 2017 года. Срок соглашения — 12 лет, по истечении этого периода имущество переходит в собственность области. Мы одними из первых предложили использовать внебюджетные источники для создания такой сложной системы, которая уже через три года эксплуатации должна снизить аварийность на дорогах на 35%.

— Откуда взялась идея концессии?

— Мы над идеей установки рубежей контроля говорили еще с 2013 года, но в тот момент стояла проблема ограниченности бюджета. На создание необходимой сети камер нужно более 4 млрд руб. и ежегодно более 2 млрд руб. на обслуживание. При концессии бюджетных средств потрачено не будет. Деньги в оборудование будет вкладывать инвестор, а возмещение идет за счет отчисления 233 руб. с каждого уплаченного штрафа. По прогнозным расчетам, система окупится в течение 8–12 лет. Заложенная в контракте норма прибыли — 17%, или 328 млн руб. за весь период.

— Многих правозащитников волнует, что компания будет заинтересована в заработке на штрафах и будет выписывать их больше. Какова гарантия, что этого не произойдет?

— Во-первых, камера может быть установлена только в местах, определенных ГИБДД и признанных аварийноопасными. Во-вторых, концессионер не участвует в фиксации правонарушения, данные полномочия ему не переданы. Он только обеспечивает техническую возможность фиксации, затем материалы направляются в Центр безопасности дорожного движения, а после отсева бракованных снимков — в ГИБДД, которая и выносит штрафное постановление. Технической возможности у компании увеличить количество выписываемых штрафов нет. К обработке материалов она отношения иметь не будет, манипуляции исключены.

— Не получится ли так, что водители станут так мало нарушать, что выписываемые штрафы не будут окупать затраты?

— Эта ситуация предусмотрена контрактом. Если «страдает» компания, то соглашение может быть пролонгировано или концессионер может обратиться в суд с иском о расторжении контракта. И в обратной ситуации — с целью недопущения убытка бюджета региона возможен пересмотр условий соглашения.

— Такая форма привлечения инвестиций в систему фото- и видеофиксации еще где-то применялась?

— Применяется во всем мире, являясь эффективной альтернативой привлечению подрядчика для расходования бюджетных средств. В России концессия уже применялась в Ростове-на-Дону и Краснодаре.

— Известно ли вам, что это за компания, есть ли у нее опыт работы в этой сфере?

— Опыт работы есть в Краснодарском крае, принципиальная проверка квалификации была проведена в ходе конкурса.

— Эта компания обслуживала камеры в Краснодарском крае в 2013 году, когда там разгорелся скандал с массой незаконно выписанных штрафов, прокуратура проводила проверку. Это вас не смутило при выборе концессионера?

— В отношении компании проводилась полная проверка, в том числе и на наличие уголовных дел и недоимок перед бюджетом. Были направлены запросы в прокуратуру и следственные органы. Ничего найдено не было. Про Краснодарский край мы знаем, там расследование велось в отношении должностных лиц, которые не соблюдали условий передачи и охраны личных установочных данных, это абсолютно другой предмет.

— Знаете ли вы, что «МВС Груп» связана с ООО ГК МВС ГРУПП, совладельцами которого являются Леонид Рейман, Владимир Стржалковский и другие лица?

— Мы взаимодействуем только с генеральным директором этой компании. Те лица, которых вы упомянули, с подобными проектами к нам не обращались, учредителями в качестве физических лиц не являются. Вообще, меня несколько удивляет такая странная реакция на этот контракт: ведь такая форма экономии бюджета и привлечения инвестиций, как концессия, уже давно используется во многих инфраструктурных проектах — например, на железнодорожных переездах и платных дорогах, и никого этого не смущает. Здесь предлагается, по сути, то же самое.

Интервью взял Иван Буранов

Вся лента