ОЗК залезает в зерновозы

Компания объявила тендер на покупку вагонов на 48 млрд рублей

Объединенная зерновая компания объявила беспрецедентный по объемам тендер на закупку хопперов-зерновозов — 15 тыс. вагонов с инновационной тележкой на общую сумму 48 млрд руб. Компания хочет использовать вагоны для перевозок собственного зерна и может стать новым крупным игроком на рынке. Впрочем, по мнению экспертов, реалистичным является только первый лот тендера (1,5 тыс. зерновозов), остальные фактически представляют собой запрос котировок.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Объединенная зерновая компания (ОЗК; у государства 50% плюс 1 акция, остальное у группы "Сумма" Зиявудина Магомедова) объявила тендер на закупку 15 тыс. инновационных хопперов-зерновозов. Общая стоимость закупки — 47,7 млрд руб. При этом поставить товар необходимо в довольно сжатые сроки: первый лот (1,5 тыс. зерновозов) — в течение 7 месяцев, второй (5 тыс.) — в течение 11,5 месяца, третий (8,5 тыс. вагонов) — в течение 20 месяцев. Подвести итоги открытого запроса предложений планируется 11 апреля.

Источники финансирования закупки — как собственные, так и заемные средства, сообщили "Ъ" в ОЗК. Управлять вагонным парком будет новая структура внутри компании. Как пояснила врио гендиректора ОЗК Алена Игумнова, решение о создании собственного парка зерновозов "является частью системы маршрутизации поставок зерна, позволит повысить конкуренцию на рынке и сделать перевозки зерна не подверженными рыночным флуктуациям и спекуляциям". В своей новой стратегии до 2020 года ОЗК намерена сконцентрироваться на развитии портовых, элеваторных и вагонных мощностей.

Тендер ОЗК может стать одним из крупнейших на рынке вагонов, объем закупки достигает почти половины существующего парка зерновозов. Сейчас парк составляет 38,8 тыс. единиц, отмечает глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров. Крупнейший игрок на рынке — "Русагротранс", у него 25,5 тыс. зерновозов, также компания арендует более 1 тыс. хопперов. Но в течение 2016-2020 годов из всех зерновозов на рынке около трети подлежит списанию (16,1 тыс. единиц, в том числе в 2016 году — 775 штук, в 2017-м — 1,63 тыс.), причем "Русагротрансу" предстоит списать 14,7 тыс. штук.

Начальная стоимость вагона в зависимости от лота — 3,14-3,3 млн руб. за единицу. Согласно документации, принципиальным является грузоподъемность от 76 тонн, емкость свыше 115 кубометров и использование инновационной тележки. Три российских вагоностроителя располагают моделями, соответствующими пожеланиям ОЗК. В УВЗ "Ъ" сообщили, что сертифицировали хоппер с необходимыми характеристиками в конце 2015 года совместно с Заводом металлоконструкций (Энгельс), который также имеет право на выпуск такого вагона. УВЗ планирует изучить тендерную документацию. В Объединенной вагонной компании (ОВК) Александра Несиса сообщили, что также располагают искомой моделью зерновозов. В компании обдумывают предложенные условия.

По мнению господина Бурмистрова, реалистичный лот — это первый, остальные очень похожи на "сотрясение воздуха". Если УВЗ или ОВК выиграют два или три лота, для своевременного выполнения работ и увеличения мощности по выпуску хопперов могут быть переоборудованы производственные линии, которые сейчас используются для сборки полувагонов, отмечает он. Но условия тендера необязывающие: в тендерной документации есть пункт, по которому заказчик имеет право отказаться от проведения процедуры закупки в любой срок до подведения итогов и не обязан заключать договор по результатам закупки. Исполнительный директор аналитического центра "Совэкон" Андрей Сизов также не видит смысла в приобретении такого количества зерновозов, отмечая, что срок окупаемости будет слишком велик. По его мнению, если "ОЗК все-таки хочет иметь свои зерновозы, было бы логичнее думать о намного меньшем парке — максимум 1-2 тыс. вагонов, которые можно арендовать либо приобрести подержанные".

Наталья Скорлыгина, Анатолий Костырев

Вся лента