Нефтяные парадоксы

Цены

Несмотря на продолжающийся тренд снижения стоимости нефти на мировых рынках, бензин в России будет дорожать. Цены на топливо, по мнению экспертов, при отсутствии новых политических катаклизмов в среднем до конца года увеличатся на 10%.

Дешевеющая нефть не способствовала снижению цен на топливо. Одна из причин этого состоит в том, что доля налогов в цене тонны бензина выросла с 32% в январе 2015 года до 37% в феврале 2016 года

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

Артем Алданов

В конце февраля депутаты Госдумы приняли закон об увеличении акцизов на топливо. Согласно ему ставки на нефтепродукты должны повыситься с 1 апреля. Предполагается, что налог на автомобильный бензин увеличится на два рубля в расчете на литр, на дизельное топливо — на рубль.

Инициатором законопроекта является Министерство финансов РФ. В ведомстве подчеркивают, что повышение акцизов — вынужденная мера. Ожидается, что новшество принесет в бюджет 90 млрд рублей дополнительных доходов. В официальном комментарии Минфина отмечается, что при действующих ценах на нефть и текущем положении дел в экономике розничная стоимость бензина будет оставаться в пределах инфляции, так как доля акциза в розничной цене топлива составляет примерно пятую часть. Максимально негативный эффект на уровень розничных цен на бензин будет наблюдаться, считают в ведомстве, только если производитель полностью переложит это повышение на потребителя.

Между тем, по мнению президента некоммерческого партнерства "Нефтяной клуб Санкт-Петербурга" Олега Ашихмина, повышение налогов всегда ложится на плечи конечного потребителя. Поэтому стоимость бензина все же изменится. "Однако повышение цен будет происходить в пределах инфляции постепенно в течение года. Возможны какие-то сезонные скачки в начале лета и осени", — отметил он.

Партнер консалтинговой группы "Центр экономических разработок" Андрей Костиков полагает, что цены до конца года на бензин повысятся на 10%, но это при отсутствии новых политических катаклизмов. "Так как этой осенью выборы в Госдуму, то власти постараются сдерживать рост стоимости топлива. По крайней мере, до самих выборов. Отмечу, что акцизы в январе этого года уже повышали. Однако роста цен мы пока не увидели, так пока продаются старые запасы. Предполагаю, что первое повышение стоимости бензина произойдет в мае-июне", — считает эксперт.

По особой схеме

Ожидаемый рост стоимости бензина происходит на фоне падения мировых цен на нефть. По данным Thomson Reuters Kortes, среднемесячная стоимость нефти марки Brent за период с января 2015 года по февраль 2016-го снизилась на 34,3%, при этом курс рубля вырос на 19,4%.

Цены на бензин на рынке северо-западной Европы за тот же период снизились на 22,8%, а российские спот-цены в Петербурге и области сократились на 12,1% в долларовом выражении. Таким образом, снижение цен на нефть и бензин было компенсировано ростом курса доллара по отношению к рублю. При этом аналитики отметают, что некорректно сравнивать снижение цен на мировом рынке с ценами, выраженными в рублях, на внутреннем рынке — всегда стоит учитывать курсовую разницу.

Согласно исследованию Thomson Reuters Kortes, средняя розничная стоимость бензина марки А-92/93 в Петербурге в феврале 2016 года составила 33,81 рубля за литр. При этом цена выросла на 4,7% относительно января 2015 года. Средняя спот-цена бензина марки А-92/93 в Северо-Западном федеральном округе составила 34,367 тыс. рублей за тонну, а рост 4,9% за тот же период времени. Однако если выразить розничные цены в долларах за литр, то цены снизились на 12,3% в феврале 2016 года по отношению к январю 2015 года. Ожидаемая инфляция за рассматриваемый период составит 14,97%. Таким образом, рост розничных цен ниже инфляции на 10,3%.

По словам аналитика ГК "Финам" Алексея Калачева, недоумение потребителей, почему в России продолжает дорожать топливо, хотя нефть дешевеет, понятно, однако эта ситуация вполне объяснима нашими особенностями устройства рынка нефтепродуктов.

"Если, допустим, независимый производитель бензина в какой-либо стране покупал нефть по мировым ценам, производил бензин и продавал его автозаправочным станциям, то тогда топливо на заправке под воздействием ценовой конкуренции дешевело, если дешевеет нефть. Но в нашей ситуации мировые цены на нефть слабо влияют на ценообразование бензина. Практически все производители и значительная часть автозаправочных сетей интегрированы в систему ВИНК — вертикально интегрированных нефтяных компаний. Расчеты между ними происходят по внутренним ценам, учитывающим их норму прибыли, налоговую долю государства и себестоимость добычи нефти и производства топлива", — отмечает он.

Себестоимость добычи нефти, считают эксперты, в России довольно высока. На разработанных месторождениях она ниже, на новых выше, но в среднем составляет $30-40 за баррель. Для сравнения, в Саудовской Аравии себестоимость добычи горючего не превышает $10 за баррель. При этом сейчас в России из-за высокого курса доллара рабочая сила и произведенное внутри страны оборудование подешевело. Зато импортное, которое тоже применяется, — в рублях подорожало. В частности, в производстве самого бензина кроме собственно поставляемой по внутренним закупочным ценам нефти, также применяется импортное оборудование и разные присадки и катализаторы, которые тоже подорожали в рублях.

"Но главная доля в цене бензина принадлежит государству. Во-первых, это НДПИ — налог на добычу полезных ископаемых. Он взимается с каждого месторождения независимо от того, окупились ли затраты на его разработку или нет. Ставка НДПИ за тонну добытой нефти была установлена в 2015 году — 766 рублей, в 2016 — 857 рублей, с 1 января 2017 года — 919 рублей. При этом указанная налоговая ставка умножается на коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть и уменьшается на величину показателя, характеризующего особенности добычи нефти. Текущий вычет по НДПИ составляет около $15 за баррель, правительство планирует в связи со снижением мировых цен понизить его до $7,5. Не налог понизить, а вычет из него", — подчеркивает Алексей Калачев.

Фактор конкуренции

Ряд политиков, депутаты Госдумы уже предлагали принять меры, которые позволили бы усилить госрегулирование рынка нефтепродуктов и тем самым сдержать рост цен на топливо. В числе предложенных инициатив — включение НПЗ в реестр естественных региональных монополий. Также предполагалось ограничить рентабельность оптового, мелкооптового и розничного рынка нефтепродуктов на уровне 15%. Однако игроки рынка выступили резко против принятия таких мер.

Неоднозначно к подобным инициативам относятся и независимые эксперты. Если госрегулирование предполагает, отмечают в Thomson Reuters Kortes, создание прозрачных "правил игры", направленных на сокращение сезонной волатильности (рост цен в период активного спроса на бензин), и обеспечение конкуренции — то ответ однозначно "да". А если говорить об увеличении налоговой нагрузки на сектор, которая, даже по словам представителей ФАС, уже является чрезмерной, то "нет".

Для сравнения, добавляют эксперты, если очистить спот-цены от НДС и акциза, то с января 2015 года по февраль 2016 года цены на топливо сократились на 2,8%. Таким образом, доля налогов в цене тонны бензина выросла с 32% в январе 2015 году до 37% в феврале 2016 года. Последние инициативы по повышению акцизов на топливо, несомненно, скажутся на всех участниках рынка: на НПЗ, розничном секторе, потребителях. Степень влияния будет определяться политикой регулирующих органов, считают они.

С этими доводами согласен и Алексей Калачев. По его мнению, государство действительно может регулировать цены на рынке, но в этом нет необходимости. "Цены формируются конкурентным рынком, а возможности снижения ограничены аппетитами самого государства. Достаточно снизить НДПИ или перенести налоговое бремя с добычи на прибыль, достаточно снизить акцизы, и тогда цена нефти будет иметь большую долю влияния на цену конечного продукта. Таким образом, есть множество факторов, мешающих снижению цен на топливо, и даже наоборот, способствуют их повышению. Однако, как мы видим, пока существенного роста цен на бензин не наблюдается, потому что на этом рынке есть конкуренция", — резюмирует аналитик.

Вся лента