Даешь кредит

Финансы

Статистика дилеров говорит о том, что программы льготного автокредитования становятся спасительной мерой, которая в кризис сможет сохранить продажи бюджетных автомобилей. Ведь сейчас больше трети новых машин приобретается в кредит.

За государственный счет

По данным агентства "Автостат", в 2015 году доля новых машин, приобретаемых в кредит, составила 37%. В 2014 же году этот показатель был на уровне 35%. Автокредитование продолжает оставаться одним из наиболее популярных и доступных способов приобретения автомобилей, хотя в начале 2015 года ставки по всем выдаваемым займам резко повысились.

К покупке машины в кредит россиян подталкивает не только отсутствие наличных средств, но и понимание того, что в пору общей нестабильности экономической ситуации и девальвации рубля автомобили будут только дорожать. Не скрывают этого и дилеры, прямо говорящие о том, что стоит ожидать дальнейшего повышения цен, поскольку истинное положение дел с российской валютой еще не в полной мере отражено в прайс-листах автопроизводителей.

Толчок к росту числа автокредитов дало и возобновление с апреля 2015 года государственной программы льготного автокредитования. Существенная доля кредитов в 2015 году была выдана именно по программе субсидирования кредитных ставок. По данным Минпромторга, с 1 апреля по 31 декабря россияне получили более 200 тыс. автокредитов.

Вместе с тем ситуация в разных сегментах рынка неодинакова. Как пояснил директор дилерского центра "Hyundai Рольф Алтуфьево" Дмитрий Щербаков, "продажи доступных автомобилей нашли поддержку в виде программы льготного кредитования — благодаря ей спад здесь стал не столь ощутимым. Средний же ценовой сегмент, с одной стороны, оказался не столь устойчивым в кризис, с другой — фактически остался без мер поддержки со стороны государства (максимальная цена автомобиля, на который распространяется субсидирование, ограничена суммой 1,15 млн руб.) и потери в нем наиболее ощутимы".

В январе прошлого года доля автокредитов в розничных продажах компании "Рольф" составляла всего 14,5%, но уже в мае восстановилась до 38,85%. И, по словам господина Щербакова, с тех пор она удерживается на этом уровне без существенных колебаний. Больше всего в кредит из массовых брендов покупают Ford, Skoda и Renault, а из премиум-марок — Jaguar, Land Rover и Audi.

По мнению вице-президента Российской ассоциации автомобильных дилеров Олега Мосеева, сегодня общие тренды на рынке автокредитования таковы: количество банков, предоставляющих автокредиты, сократилось, а потребитель стал значительно осторожнее.

"Банки автопроизводителей или их совместные программы с коммерческими банками (без участия программы господдержки) занимают по-прежнему около 15% от общего объема. Доля чисто коммерческих кредитов составляет около 7-10%. Причем у некоторых брендов эта цифра может быть существенно выше — прежде всего у китайских компаний, которые не попали в льготную программу". Как считает господин Мосеев, именно китайские компании и просядут больше всего: "В программу льготного кредитования они не попали, собственных банков нет, бюджетов на поддержание льготных программ с коммерческими банками у китайцев тоже недостаточно".

Вторые руки

Другая тенденция прошедшего года — рост спроса на автокредиты в сегменте автомобилей с пробегом, хотя их доля пока существенно ниже, чем на рынке новых автомобилей.

Многие дилеры предлагают специальные программы с весьма выгодными условиями. И есть вероятность того, что в ближайшее время мы станем свидетелями "похода" крупных дилеров на рынок автомобилей с пробегом. В то время как в 2015 году падение рынка автомобилей с пробегом в России составило 20%, подразделение "Рольф Blue Fish" реализовало 22 419 автомобилей, продемонстрировав всего лишь девятипроцентный спад. А в январе и феврале зафиксировало рост по отношению к аналогичным периодам 2015 года — +66% и +49% соответственно.

Что же до рынка автомобилей премиум-класса, то, как считает директор по продажам компании "Jaguar Land Rover Россия, Беларусь, Казахстан" Алексей Шилыковский, нельзя сказать, что кризис не сильно повлиял на предпочтения клиентов по покупке автомобиля в кредит: "В первые месяцы доля продаж в кредит составляла не более 10%. Некоторое падение продаж помимо очевидных факторов было связано с уходом очень популярной модели Freelander. В течение года с помощью специальных кредитных программ и при поддержке наших финансовых партнеров нам удалось довести этот показатель до 25-30% в отдельные месяцы и по итогу года выйти на цифру доли кредитных продаж в 20% по Land Rover и 25% по Jaguar. Сегодня программы кредитования распространяются на весь модельный ряд JLR, и процент продаж в кредит по всем моделям был и остается достаточно высокими. Топовые модели традиционно пользуются меньшей популярностью при покупке в кредит, и доля таких продаж по Range Rover, Jaguar XJ и Jaguar F-TYPE в среднем составляет 5-10%. Однако для моделей Discovery, Range Rover Evoque и Jaguar XF кредитные продажи составляют примерно 30-33%. У Discovery Sport и Jaguar XE эта цифра равна 25%, а у Range Rover Sport — 20%".

По словам представителя JLR, в компании прогнозируют, что спрос на услугу финансирования в целом для брендов Jaguar и Land Rover в 2016 году сохранится в пределах 20-25%.

Можно сделать вывод, что и дилеры, и аналитики не теряют оптимизма. Все они сошлись в том, что дно кризиса еще не пройдено и что прогноз комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса оправдается. Рынок ожидает падения еще на 4,7%, что в количественном выражении составит приблизительно 1,5 млн автомобилей. Рост будет демонстрировать только сегмент "премиум". В долгосрочной перспективе рынок новых автомобилей обладает высоким потенциалом, и при позитивном развитии событий он начнет восстанавливаться. Но произойдет это не раньше 2018-2019 годов. Что касается покупателей, то все меньшее число россиян сможет позволить себе приобретение автомобиля за наличные средства и они будут вынуждены обращаться к услугам автокредитования, приобретая бюджетные авто и автомобили с пробегом. Как подчеркнул аналитик агентства "Автостат" Азат Тимерханов, "в 2016 году тенденция увеличения доли автокредитов может усилиться и это гарантированно произойдет, если программа льготного кредитования продолжит действовать в течение всего 2016 года". С ним согласен и Олег Мосеев: "Ситуация значительно лучше, чем прогнозировали год назад. Она стала таковой исключительно благодаря мерам, принятым правительством. Если бы не программа субсидирования ставок по автокредитам, то падение было бы значительным. Поэтому поддержка в этом году необходима. Хотя даже с ней мы не минуем сокращения продаж автомобилей".

Сергей Домуций

Вся лента