ТОР запуталась в собственниках причалов

Камчатский порт и власти пытаются разобраться, кто спроектирует модернизацию

Одна из площадок территории опережающего развития (ТОР) «Камчатка» испытывает проблемы. Руководство местного порта, в модернизацию которого должны вложить 3 млрд руб. власти и 2,3 млрд руб. инвестор, заявило, что курирующее федеральные средства ФГУП «Росморпорт» предложило частной компании взять на себя проектирование модернизации объектов всех форм собственности или отдать свои причалы государству. В «Росморпорте» говорят, что такие решения упростят получение положительного заключения госэкспертизы и финансирование из бюджета, причем часть затрат ФГУП готов взять на себя. Эксперты полагают, что проектирование обойдется в сотни миллионов рублей, и эти средства у потенциального инвестора есть.

В понедельник гендиректор ОАО «Петропавловск-Камчатский МТП» Иван Капралов выступил с критикой держателя федеральной собственности в российских портах — ФГУП «Росморпорт», заявив, что позиция предприятия в вопросе реконструкции порта «неприемлема». Порт, напомнил господин Капралов, в сентябре 2014 года договорился с «Росморпортом» совместно реконструировать причалы на мысе Сигнальный (там расположены как частные, так и государственные объекты). Однако «Росморпорт» с осени прошлого года не может согласовать предпроектные предложения порта по его объектам, заявил Иван Капралов. ФГУП сначала предложило ОАО профинансировать проектирование на все объекты, в том числе федеральные, а в феврале этого года «было предложено безвозмездно передать причалы ПКМТП в федеральную собственность, с тем, чтобы мы в дальнейшем взяли свои же объекты в аренду», рассказал гендиректор порта, добавив, что арендные ставки при этом раскрыты не были.

По словам топ-менеджера, все это мешает завершить работу над бизнес-планом для получения статуса резидента территории опережающего развития (ТОР) «Камчатка». Резидентом предполагает стать ООО «Морской транспортный терминал — Камчатка» («МТТ-Камчатка»), по словам Ивана Капралова, «готовое приступить к реализации проекта ТОР немедленно». «Мы полагаем, что инвестору предложены заведомо невыгодные условия. И уверены, что заказчиком проекта по объектам федеральной собственности должен выступить „Росморпорт“, так как реконструкция принадлежащих государству причалов имеет первостепенное значение в соотношении с нашими объектами»,— заявил господин Капралов.

На мысе Сигнальный, по данным порта, расположены причалы №1-3 (длиной около 400 м), находящиеся в федеральной собственности — там обрабатываются навалочные грузы, лес и металлолом,— а также более мелководные причалы 3а-3г (длиной около 200 м), используемые для стоянки судов. Последние принадлежат самому ОАО ПКМТП. Соглашение 2014 года зафиксировало выделение 3,2 млрд руб. на удлинение причалов №1-2 и строительство нового морвокзала. Средства на морвокзал в размере 532 млн руб. уже осваиваются, его модернизация должна завершиться в этом году. Но по причалам не начато даже проектирование.

В правительстве Камчатки „Ъ“ пояснили, что при составлении заявки на ТОР «Камчатка» предполагалось, что 2,3 млрд руб. на удлинение 85-метрового причала №3 до 300 м и строительство здания пункта пропуска потратит ПКМТП. Позже стало известно, что в проект войдет ООО «МТТ-Камчатка», зарегистрированное 26 января 2016 года с уставным капиталом 207,93 млн руб. 75% компании владеет Александр Иванчей — экс-гендиректор ОАО ПКМТП, остающийся его основным владельцем (52,73%, по данным Kartoteka.ru), возглавляет ООО Иван Капралов. Федеральные средства в размере 2,9 млрд руб. должны обеспечить увеличение длины причалов №1-2 до 700 м, а глубин у них — до 13 м вместо нынешних 9,2 м, что позволит принимать суда дедвейтом 70 тыс. т. Сейчас через причалы №1-2 идет завоз угля, клинкера, стройматериалов, но на причале №1 «возможна организация площадки для размещения топливно-наливного терминала», а на причалах №2-3 — «площадки для размещения сыпучих грузов», говорится в годовой отчетности порта.

Гендиректор ФГУП «Росморпорт» Андрей Тарасенко заявил „Ъ“, что слова господина Капралова «не соответствуют действительности и искажают факты». Например, «Росморпорт», заверяет он, еще 9 марта назвал «МТТ-Камчатка» примерные арендные ставки по реконструированным причалам №1-3, а проектирование по объектам федеральной собственности ФГУП готов профинансировать за счет собственных средств, «оформив указанные обязательства соглашением о взаимодействии».

Решение о разработке комплексной проектной документации по проекту принято властями и ПКМТП совместно, заверяет глава «Росморпорта», и в феврале необходимые материалы для подготовки единого задания были переданы «МТТ-Камчатка». ФАУ «Главгосэкспертиза» «не принимает к рассмотрению проектные документации на отдельные объекты, разработанные в рамках одного инвестиционного проекта раздельно», а единым заказчиком проекта, «как правило, выступает будущий оператор терминала». Поэтому им целесообразно определить ООО «МТТ-Камчатка», объясняет господин Тарасенко.

Передать частные причалы в федеральную собственность «Росморпорт» предложил, чтобы иметь возможность финансировать модернизацию всех объектов проекта за счет средств бюджета. «В качестве альтернативного механизма финансирования создания указанных причалов на совещании у зампреда правительства Камчатского края Юрия Зубаря 1 марта рекомендовано рассмотреть возможность применения концессионного соглашения при объединении объектов частной и федеральной собственности, предусмотренных проектом. Однако до настоящего времени предложений от ПКМТП и „МТТ-Камчатка“ не поступало»,— сообщил „Ъ“ Андрей Тарасенко.

В Минвостокразвития „Ъ“ комментировать ситуацию отказались. Но один из знакомых с проектом чиновников предположил, что у «МТТ-Камчатка» «есть проблемы с поиском финансирования», тогда как средства федерального бюджета на реконструкцию причалов №1-2 «уже зарезервированы: 1,3 млрд руб. дает ФЦП развития транспорта, остальные средства — перераспределение по ФЦП развития Дальнего Востока и Байкальского региона». По данным источника „Ъ“, 4 февраля заявка от «МТТ-Камчатка» на получение статуса резидента ТОР поступила в управляющую компанию — «Корпорацию развития Дальнего Востока», но из-за отсутствия бизнес-плана заявка была отправлена на доработку.

Возможные затраты на проектирование всего комплекса работ по причалам в «Росморпорте» „Ъ“ назвать отказались, но речь «точно идет о сотнях миллионов рублей», считает собеседник „Ъ“ в отрасли: ОАО ПКМТП только на предпроектные расчеты по причалам потратило 3,3 млн руб. Однако уставного капитала «МТТ-Камчатка» «хватило бы на проектирование с учетом компенсации „Росморпортом“ расходов на объекты федеральной собственности», тем более что компания входит в группу транспортных предприятий, полагает он. «Вероятно, порт и инвестор просто не хотят лишаться собственности на причалы»,— добавляет он.

Дмитрий Щербаков

Вся лента