«С Ираном ни кнут, ни пряник не помогут»

Накануне все страны ОПЕК, кроме Ирана, замедлили прирост поставок нефти. Суммарная добыча впервые за последний год сократилась на 175 тыс. баррелей в сутки. Министр энергетики Александр Новак сообщил, что заморозку добычи на уровне января страны собираются обсудить в апреле. Однако уже известно, что Иран воздержится от каких-либо ограничений, пока не нарастит добычу еще на 750 тыс. баррелей в сутки. Бонусы, которые Россия предлагает Ирану, нужно оставить себе, считает директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

Цены на нефть не могут оставить нас в покое. Попытки России создать ОПЕК-2 вроде бы привели к их росту. Но с ОПЕК-2 возникла проблема, у которой есть конкретное имя – Иран. С Ираном договориться не выходит. Причина ясна — у Ирана эдакое головокружение от успехов. Ну а как же. Те, кто накладывал санкции и обещал крушение режима – теперь облизывают с ног до головы, благодарят за готовность к сотрудничеству. Иран наслаждается ситуацией. Хочет быть владыцей морскою. И чтобы золотая рыбка была на посылках.

Скажем, предложение отдельного графика роста добычи Иран не устроило. Подавай суточный уровень в 4 млн баррелей. Чтобы было понятно – до европейских санкций суточный уровень иранской добычи был даже чуть больше – где-то 4,3 млн баррелей. Да только до него сейчас как СССР до коммунизма. Все что можно было нарастить сразу Иран уже сделал. В феврале добыча была 3,2 млн баррелей. Дальше нужны серьезные инвестиции и экспорт технологий. Но опять же - эйфория. Ничего не поделаешь.

Другой вопрос — а можно ли строить ОПЕК-2 без Ирана. Ну, в нынешнем ОПЕК на долю Ирана приходится чуть более 7% добычи. Россия превосходит Иран по добыче в 3,5 раза. Так что вроде бы и можно. Но психологический эффект будет смазан. Что же делать с Ираном? Действовать кнутом или пряником?

Кто-то считает, что мы уже применили кнут. Самая занятная версия, которую я слышал о выводе войск из Сирии, – это наказание Ирана за несговорчивость. Дескать, оставайтесь наедине с ИГИЛ. Однако сирийская история для нас была совсем не про Иран. Скорее мы действуем пряниками. Предлагаем кредиты. Готовы вкладывать деньги и в атомные проекты, и в железнодорожную инфраструктуру. До этого хотели иранской нефтью торговать. Естественно, попросим пустить в добычу – как будто у самих мешки денег, девать некуда.

Думается, с Ираном ни кнут, ни пряник не помогут. Пока ОПЕК-2 можно попробовать и без Ирана. В свое время ОПЕК был очень влиятельной структурой и без СССР. Вот без Ирана и Саудовской Аравии точно ничего не выйдет. Саудиты пока с нами, но надежными партнерами тоже не выглядят. Ну да никто и не говорил, что будет легко. Но вот пряник, который мы с удивительным упорством суем Ирану, лучше оставить себе. Еще пригодится.

Вся лента