"Когалымавиа" близится к банкротству

Иск к авиакомпании подала ФНС

К авиакомпании "Когалымавиа", чей самолет A321 был взорван в конце прошлого года над Синайским полуостровом, подан первый иск о банкротстве, истцом выступила Федеральная налоговая служба. "Когалымавиа" с декабря приостановила полеты. В среду Росавиация ограничила сертификат эксплуатанта авиакомпании, из-за нарушений в области финансового-экономического состояния, что автоматически означает прекращение полетов. Эксперты говорят, что, лишившись ключевых рынков — египетского и турецкого — и не получив поддержки акционеров или государства, "Когалымавиа" имела мало шансов выжить.

Фото: Геннадий Гуляев, Коммерсантъ

Федеральная налоговая служба РФ (ФНС) подала в Арбитражный суд Москвы заявление о признании банкротом авиакомпании "Когалымавиа" (работает под брендом Metrojet), сообщается на сайте "Электронное правосудие". Суть претензий не раскрывается. В "Когалымавиа" на запросы "Ъ" не ответили, в ФНС воздержались от комментариев.

Небольшой чартерный перевозчик "Когалымавиа" стал печально известен, когда 31 октября 2015 года его самолет А321, выполнявший рейс Шарм-эш-Шейх--Петербург, потерпел крушение в районе Синайского полуострова в Египте. Все находившиеся на борту 224 человека, включая экипаж, погибли. Российские власти квалифицировали катастрофу как теракт, назвав причиной взрыв бомбы на борту. В середине ноября было полностью прекращено авиасообщение с Египтом, а в "Когалымавиа" начались проверки профильных ведомств, в том числе Ространснадзора. После катастрофы у компании остались четыре самолета А321 (до этого парк был больше: на сайте перевозчика указаны два A320 и семь A321). А в начале декабря "Когалымавиа" пришлось приостановить полеты, поскольку были закрыты основные рынки чартерных перевозок, на которых работала авиакомпания.

"Когалымавиа" основана в 1993 году, выполняла регулярные и чартерные перевозки, вертолетные работы для нефтегазовой отрасли. С 2012 года произвела ребрендинг на Metrojet и начала обслуживать туристические направления, в том числе Египет и Турцию. Принадлежала ЛУКОЙЛу, потом перешла под контроль ООО "Западная авиационно-инвестиционная компания", собственниками которого являются Багана Хамит Джанкут (44,44%), Амирбек Гагаев и Бувайсар Халидов (по 27,78%), контролирующие также и турфирмы. Выручка перевозчика за 2014 год — 7,9 млрд руб., чистая прибыль — 2,43 млн руб.

Дальнейшая деятельность авиакомпании вызвала вопросы у Минтранса и Росавиации. В начале марта министр транспорта Максим Соколов заявил, что "Когалымавиа", "фактически располагающая только одним самолетом, должна либо подготовить программу развития, либо уйти с рынка". По его словам, одного воздушного судна недостаточно, "чтобы оказывать услуги по международным перелетам". По данным реестра воздушных судов, в собственности авиакомпании находился один А321, остальные принадлежали лизинговым компаниям и были им возвращены. Источник "Ъ", знакомый с ситуацией, говорит, что у авиакомпании по-прежнему не решены вопросы с задолженностью перед персоналом, за аэропортовое и аэронавигационное обслуживание, поскольку последние три месяца компания не вела операционную деятельность и не могла покрывать долги. "Предполагалось, что проблемы перевозчика решат его собственники, но пока ситуация не улучшилась",— добавляет он. По данным "Ъ", задолженность "Когалымавиа" составляла в феврале порядка 100 млн руб. Издание "Газета.ру" в начале февраля писало, что Росавиация рекомендовала перевозчику инициировать приостановку действия сертификата эксплуатанта. В среду Росавиация ограничила сертификат эксплуатанта авиакомпании, что автоматически означает, что компания пока не сможет выполнять полеты до устранения нарушений. Решение было принято по результатам инспекционной проверки, которая установила несоответствия и нарушения прежде всего в области финансово-экономического состояния перевозчика, влияющего на безопасность полетов. Но ведомство предоставило перевозчику «очередную возможность» устранить выявленные нарушения. Росавиация также рекомендовала перевозчику разработать реальный бизнес-план дальнейшей операционной деятельности и найти источники ее финансирования.

Независимый авиационный эксперт Андрей Крамаренко считает, что в случае с "Когалымавиа" авиакатастрофа была далеко не решающим фактором для возникновения текущих проблем: "Так как закрыты крупнейшие чартерные рынки, компания лишилась основной работы". Но даже выход на другой рынок не восполнит в полной мере потери пассажиропотока в Турцию и Египет, считает он. А поскольку регулятор ясно дал понять, что помощи от него можно не ждать, продолжает эксперт, то шансы компании невелики.

Елизавета Кузнецова, Вадим Вислогузов

Вся лента