Отток капитала тает вместе с профицитом платежного баланса

Мониторинг / платежный баланс

Банк России вчера опубликовал предварительную оценку платежного баланса в январе-феврале 2016 года — положительное сальдо его текущего счета составило $9,7 млрд ($19,4 млрд годом ранее). В январе 2016 года сальдо текущего счета оценивалось в $6,1 млрд, а его резкое снижение в феврале ЦБ объясняет продолжением сжатия внешней торговли и "опережающими темпами снижения экспорта на фоне падения мировых цен на энергоносители при замедлении сокращения импорта".

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Опубликованная вчера же статистика ФТС подтверждает: в январе 2016 года товарный экспорт в годовом выражении снизился на 37,8%, а импорт — на 20,1%. В феврале 2016 года импорт из дальнего зарубежья (львиная доля всего ввоза товаров) сократился на 16,8% (на 17,9% месяцем ранее). Даже рост среднемесячной цены нефти Urals до $30,55 за баррель (с $28,8 в январе) не смог удержать резкого снижения профицита текущего счета до $4,6 млрд в феврале. Хотя Дмитрий Полевой из ING Bank считает, что именно профицит поддержал укрепление рубля, начавшееся в феврале (см. рубрику "Сегодняшнее число").

Между тем поддержку курсу в феврале оказал не столько сохранявшийся профицит текущего счета, сколько резкое снижение чистого оттока капитала (см. график). Если в первом полугодии 2015 года он фактически соответствовал профициту текущего счета, то со второго полугодия 2015 года разрыв между профицитом платежного баланса и оттоком капитала стал расти в пользу РФ. В январе-феврале 2016 года ЦБ оценил отток на уровне $5,9 млрд ($29,2 млрд в январе-феврале 2015 года), при этом в январе 2016 года он оценивался в $4,6 млрд, что свидетельствует о резком сокращении оттока в феврале — до $1,3 млрд. В то же время данные ЦБ показывают: чистая покупка населением наличной иностранной валюты при сокращении валютных депозитов в январе 2016 года составила $1,2 млрд, а чистые выплаты по корпоративным долгам — $1,5 млрд. В феврале же только последние должны составить $2,2 млрд. Даже если предположить, что чистой покупки валюты домохозяйствами в феврале не наблюдалось из-за ожиданий укрепления рубля, оценки оттока ЦБ могут оказаться заниженными.

Алексей Шаповалов

Вся лента