На максимуме возможного

Гелий Коржев в Третьяковской галерее

24 марта в Третьяковской галерее на Крымском Валу открывается масштабная выставка Гелия Коржева (1925-2012)

Михаил Серафимов

Знаменитая работа Коржева "Поднимающий знамя" из триптиха "Коммунисты" (1957-1960) — картина в свое время, что называется, "обязательная к просмотру", а ныне — визитка позднего соцреализма. "Обнажающая правдивость" — это тоже о Коржеве; вариация "сурового стиля", отсутствие лакировки. Конечно, это "игра" внутри соцреализма по правилам; но нужно сказать, что всеми преимуществами оттепели Коржев тоже воспользовался и максимально усложнил то, что усложнить в официальном искусстве было можно. Коржев, конечно же, шестидесятник: если появляется на его картине Ленин ("Беседа") — это уже не икона с плаката, а тот, который "возвращение к ленинским нормам". Вот война, но без танков и самолетов, она — в лицах воевавших, в глазах, шрамах, ранах ("Опаленные огнем войны", 1962-1985). Если комиссары в пыльных шлемах — то с карандашами и кистями, возле бюста Гомера ("Рабочая студия"). Вот знаменитый пьяница ("Встань, Иван!") — но без директивного осуждения... И уж совсем несоветские (или, напротив, слишком советские) натюрморты с кувшинами и стаканами... Резкий поворот в жизни Коржева произошел в 1986 году: он оставил официальные должности — в Союзе художников — и посвятил себя библейскому циклу. "Рождество Христово", "Благовещение", "Распятие". Коржев настаивал на том, что это взгляд на библейские события советского человека.

Вся лента