"Россетям" надоели суды

Холдинг хочет сам разбирать споры дочерних компаний

"Россети" и их дочерняя Федеральная сетевая компания (ФСК), регулярно конфликтующие по вопросам управления, пытаются договориться о процедуре урегулирования споров. Холдинг намерен взять на себя функции медиатора в спорах дочерних структур и перенести рассмотрение нерегулированных конфликтов из арбитражных в третейский суд. Такая процедура позволила бы убрать разбирательства из публичного поля, но совет директоров ФСК пока не согласен применять ее ко всем договорам и хочет опробовать механизм на пилотных спорах.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Совет директоров ФСК 4 марта обсуждал "регламент рассмотрения и урегулирования споров и конфликтов интересов" в группе "Россети" и перенес рассмотрение вопроса на апрель. Кроме того, вместе с "Россетями" будут выбраны пилотные проекты, к которым будет применяться регламент. Сразу принять регламент и включить в договоры ФСК со структурами "Россетей" медиативную и третейскую оговорки совет не согласился. Члены совета не поддержали и компромисс — отработку механизма на спорах по договорам аренды последней мили. Речь идет о системе аренды участка магистральных сетей распредсетевыми компаниями — МРСК, что увеличивало доходы последних. Отказ от этой схемы привел к выпадающим расходам МРСК — 16 млрд руб. в 2016 году.

В ФСК поясняют, что регламент необходим в первую очередь МРСК, поскольку более 90% споров между структурами "Россетей" — неоплата МРСК услуг ФСК. В регламенте прописано урегулирование споров либо коллегиальным органом "Россетей" (медиация), либо третейским судом РСПП. Последний орган может стать вторым обязательным этапом досудебного урегулирования, поясняет источник "Ъ", близкий к "Россетям". В самом холдинге поясняют, что инициировали введение внесудебной процедуры урегулирования споров между дочерними компаниями. Компания предлагает на первом этапе обращаться к незаинтересованному посреднику — медиатору. Это предусмотрено законом о процедуре медиации от 2010 года. К услугам медиатора следует прибегать при экономических спорах, несовершенстве регулятивной базы, а также "спорах, вызванных субъективным фактором", говорят в "Россетях".

Различных споров между компаниями хватает. ФСК с 2013 года входит в состав "Россетей", но сохраняет относительную самостоятельность в управлении, что может приводить к серьезным конфликтам, в том числе на уровне совета директоров. Например, компании не договорились о вхождении ФСК в структуру единого казначейства "Россетей", а в ноябре 2015 года ФСК отказывалась платить головному холдингу за "организацию функционирования и развития сетевого комплекса", что оценивалось в 516 млн руб. в год. Кроме того, в 2015 году в судах шли разбирательства по взысканию задолженности МРСК в пользу ФСК на сумму 15 млрд руб., отмечает источник "Ъ".

В "Россетях" считают, что медиация позволит экономить на судебных издержках, сокращать сроки разбирательств, а также самостоятельно вырабатывать решение. В мировой практике до 70-80% споров при участии медиаторов заканчиваются соглашением. Но пока в России услугами медиаторов практически никто не пользуется, поскольку арбитражные суды принимают решения относительно быстро, а издержки на пошлины ничтожны, хотя и суды, и государство заинтересованы в развитии внесудебных механизмов, констатирует партнер юридической фирмы ЮСТ Александр Боломатов. По словам директора департамента правового обеспечения "Россетей" Леонида Акимова, медиация впервые используется в РФ для управления конфликтами в структуре такого масштаба, как "Россети". ФСК предложила в качестве пилотов для медиации споры по договорам аренды последней мили. По мнению компании, медиация допустима в спорах по непубличным договорам.

Медиатор позволяет привести стороны к любому соглашению, с компенсациями или без них, процедура никак не регламентирована и непублична, в отличие от арбитражного суда, поясняет господин Боломатов. По его мнению, в России компании будут прибегать к этому механизму, только если обязать их решать споры на первом этапе через медиатора. "Но многие конфликты не удастся разрешить на корпоративном уровне, и многоуровневая система урегулирования приведет лишь к потере времени,— добавляет юрист.— Скорее всего, цель холдинга — убрать конфликты между дочерними структурами из публичного поля".

Анастасия Фомичева

Вся лента