«Сегодня все находятся на пределе возможностей»

Интервью

Владислав Тетюхин, генеральный директор Уральского клинического лечебно-реабилитационного центра

— Уральский клинический лечебно-реабилитационный центр работает уже более года. Какие первые итоги?

— С момента пуска в эксплуатацию первой очереди, которая включает все основные подразделения центра, было сделано более 5400 операций, из них более 3700 — на опорно-двигательном аппарате или костно-мышечной системе, включая эндопротезирование, остеосинтез, операции на позвоночнике и артропластику. При этом все пациенты получили эффективную реабилитацию первого этапа — пять-шесть дней, которые позволили им научиться уверенно ходить на костылях и полностью обслуживать себя в домашних условиях. Для этого используются все доступные средства кинезиотерапии и физиотерапии. Но чтобы привлекать кого-то из широкого круга регионов РФ или даже из соседних стран, необходимо, чтобы наши регионы смогли почувствовать пользу от нашего центра, осознали возможности по восстановлению и реабилитации. Нужно сформировать поток пациентов, чтобы информация о наших технологиях пошла обратно в регионы.

Однако мы не можем просто так взять пациентов — для этого нам нужны квоты на их лечение. Сейчас мы имеем на руках письмо с поручением президента РФ, который предписал Минздраву выделить центру более 3 тыс. квот, но пока ответа на этот запрос нет. Тем временем люди из соседних регионов, которые могли бы получить лечение у нас, отправляются за границу либо ждут очереди у себя в регионе. Чтобы создать эффективное импортозамещение в этом смысле, нам нужно пролечить хотя бы 2-3 тыс. человек из соседних областей, чтобы запустить информационную волну. Презентаций здесь недостаточно, нужно реальное лечение, но для этого нужна федеральная поддержка.

— Как бы вы могли оценить состояние отрасли производства медицинских имплантатов в России?

— Пока мы очень серьезно отстаем. В России нет отлаженного производства высококачественных имплантатов для эндопротезирования. Хотя у нас есть прекрасный материал для этого, полностью соответствующий всем требованиям, который мы отправляем в виде заготовок за границу, а оттуда получаем готовый продукт. Дело в том, что создание такого товара требует высокой культуры производства, высококлассного современного оборудования и использования соответствующих технологий. А самое главное — нужен мощный исследовательский центр, который проверит имплантаты на коррозионную стойкость, биологическую совместимость и так далее. Должна быть и серьезная апробация материалов, должен быть регистр, который фиксирует пребывание имплантата в теле человека. Ничего подобного у нас, к сожалению, пока нет.

— Что могло бы подтолкнуть нашу промышленность к изменениям в этой сфере?

— Если создавать в России такое производство, то делать это нужно вместе с авторитетным производителем, давно присутствующим на рынке. Нужно полностью отрабатывать все технологические процессы, применять оборудование, материалы, соответствующие мировым стандартам. В этой части импортозамещение пока отсутствует, хотя есть интерес к тому, чтобы наладить его. Например, партнер нашего центра — компания «Конмет» — сейчас завершает строительство производства в Туле и ведет переговоры о сотрудничестве с мировыми производителями эндопротезов, такими как Zimmer и Aesculap, но пока конкретного ответа с той стороны нет. Но я абсолютно уверен, что локализацию производства у нас сделать можно и нужно. А начинать нужно именно с локализации. В этой отрасли производитель должен демонстрировать технологическое совершенство и очень хорошую предысторию. Тогда и у пациентов, и у врачей будет уверенность, что если они его поставят, то не будет проблем, связанных с качеством этой продукции.

— Насколько остро для медучреждений стоит проблема импортозамещения медицинских изделий?

— Все клиники заинтересованы в том, чтобы каким-то образом снизить свои затраты: хотя бы в той части, чтобы цена на имплантаты не колебалась вместе с курсом валюты, а была понятной и приемлемой. У медицинских учреждений средства на операцию ограничены, и сейчас мы вынуждены делать их на грани себестоимости или даже ниже нее. Сегодня все находятся на пределе возможностей.

В случае локализации производства обеспечить приемлемую стоимость при высоком качестве продукции гораздо проще, чем делать что-то за рубежом или покупать импортные товары. Это было бы интересно и в том смысле, что в Свердловской области есть производитель заготовок под имплантаты. Решать проблему создания производства нужно сообща. С одной стороны, должна появиться российская компания, которая готова этим заниматься, с другой — государство, которое должно заниматься привлечением локализующегося партнера и обеспечить для него гарантии и соответствующие преференции. Со своей стороны мы должны предоставить гарантии, что полностью обеспечим потребление его продукта, если он будет конкурентоспособен по качеству и по цене. Сейчас в России мы делаем операций по эндопротезированию в 4-6 раз меньше, чем в Европе или Америке, хотя оснований для «потрясающего здоровья» у нас не очень много, и нуждающихся в операции вряд ли меньше.

Интервью взял Дмитрий Комаров

Другие материалы по теме «Интервью»



Вся лента