«Продажи алкоголя позволяют держать низкие цены на социально значимые товары»

Лицензии на продажу спиртного могут подешеветь

Минпромторг предлагает снизить стоимость алкогольной лицензии для малого бизнеса. Как сообщает газета «Ведомости», в министерстве готовят поправки в Налоговый кодекс. Сейчас ритейлеры и организации общественного питания платят за право продавать алкоголь по 65 тыс. руб. ежегодно. Причем они имеют право как получать отдельные лицензии на каждый магазин или ресторан, так и вписывать в одно разрешение несколько точек. В Минпромторге предлагают обязать бизнес платить пошлину за каждый отдельный магазин или кафе. При этом стоимость разрешения на продажу алкоголя будет варьироваться в зависимости от расположения объекта. В сельских поселениях госпошлина составит 20 тыс. руб., в городах с населением до 20 тыс. человек — 30 тыс. руб., а в крупных городах — 50 тыс. Председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли Илья Ломакин-Румянцев ответил на вопросы ведущего «Коммерсантъ FM» Петра Косенко.

Фото: Петр Кассин, Коммерсантъ

— По-вашему, это предложение заслуживает внимания, действительно каким-то образом это позволит стимулировать розничный рынок алкоголя?

— Любые предложения заслуживают внимания. Если говорить о потенциальных негативных последствиях, особенно невидимых, для нас значимы скорее те проблемы, которые возникают при оформлении лицензии или их переоформлении и отзыве в регионах, поскольку АКОРТ (Ассоциация компаний розничной торговли. – «Ъ FM») объединяет крупнейшие сети. Экономическая нагрузка, конечно, увеличится, но она вполне соразмерна масштабам деятельности.

— А какой вообще процент нарушений, связанных с оборотом алкоголя в рознице в подобного рода заведениях — это и небольшие магазины, и кафе? Но в малом бизнесе на данный момент действительно ли нынешняя лицензия для многих является неподъемной?

— Она для многих является желанной, и для многих организаций это, понятно, инструмент серьезного административного давления со стороны лицензирующих органов. Если говорить о цене, то, конечно, это вполне разумное предложение.

— А какую закладывают маржу те, кто торгует алкоголем в розницу, либо те, кто разливает по бокалам в кафе, в ресторанах и так далее?

— Мне трудно отвечать на вторую часть вопроса. А первая, конечно, зависит от структуры продаж, это зависит от того сегмента, на котором специализируется торговая точка. Но, не раскрывая никаких коммерческих тайн, могу сказать, что торговля алкоголем является драйвером торговли в целом.

— То есть люди приходят за алкоголем, а еще покупают дополнительно закуску, давайте называть вещи своими именами?

— И люди приходят за алкоголем, покупают его, и эти продажи позволяют сетям держать низкие цены на социально значимые товары, в том числе в рамках промоакций.

— Понятно, хорошо, какая есть на данный момент информация, как сейчас действуют торговые и ресторанные сети — они покупают отдельные лицензии для каждой точки, или в одну лицензию вписывают сразу несколько заведений?

— И так, и так. В любом случае, дополнение лицензии требует примерно 3,5 тыс. руб. сегодня, и закон предоставляет право получать на всех одну лицензию, вписывая туда конкретную точку, или получать на каждый объект отдельно.

Беспокоит крупные сети одно, а я только от их имени могу сейчас выступать, — чтобы не случилось так, когда за проблему, возникшую в одной-единственной точке, в одном-единственном магазинчике у дома, отвечать придется всей сети. И поэтому модель выдачи лицензии на отдельную торговую точку или на все сразу — это не так важно, как важно, чтобы приостановление действия лицензии не распространялось на всю торговую сеть целиком. Представьте, в крупных сетях это сотни и тысячи магазинов.

— Понятно, да, этот принцип коллективной ответственности, он не всегда справедлив, получается.

Вся лента