Выставки

"Жан Дюбюффе. Метаморфозы пейзажа"

Фонд Бейелера, Базель, до 8 мая

"Метаморфозы пейзажа" в Фонде Бейелера в Базеле — первая масштабная ретроспектива Жана Дюбюффе (1901-1985) в Швейцарии. Основоположник art brut, искусства маргиналов, он всю жизнь ставил эксперименты, издевался над традициями и пил вино. Сын виноторговца, Дюбюффе приехал в Париж, чтобы стать художником, но академические заповеди на долгие годы отбили желание. На арт-сцену он вернулся, когда ему было 40 лет: не то с детскими каракулями, не то с граффити, не то с художествами душевнобольных, в которых краски мешались с соломой, песком и проволокой. Публика негодовала, но вот прошло каких-то полвека, и Жан Дюбюффе из шарлатана превратился в большого художника. "Искусство всегда должно немного веселить, немного пугать" — сегодня его заповеди изучают в художественных школах.

"Меняя правила игры: силуэт XX века"

Музей моды, Антверпен, с 18 марта до 14 августа

В прекрасный город Антверпен стоит ехать по многим причинам, одна из них — местный Музей моды, чьи выставочные проекты дадут фору бывалым столичным институциям. "Меняя правила игры: силуэт XX века" из таких. Выставка посвящена Кристобалю Баленсиаге (1895-1972) — великому кутюрье и главному реформатору женской моды XX века. Свои футуристические наряды он придумывал, как архитектор придумывает дома: прятал хрупкие тела в строгие конструкции и объемные коконы, выстраивал вокруг длинных шей заборы-воротники. Жить в этих произведениях искусства было и красиво, и удобно. За век классический силуэт "песочные часы" пережил две революции: в 1920-х годах с Мадлен Вионне, Полем Пуаре и Коко Шанель, в конце века — с Иссеем Мияке, Едзи Ямамото, Мартином Маржелой и дизайнерами "антверпенской шестерки". Первой революцией Баленсиага руководил лично, второй — не было бы без его дизайна.

"Энди Уорхол. Тени"

Музей Гуггенхайма, Бильбао, до 2 октября

Выставка Энди Уорхола в Музее Гуггенхайма в Бильбао — это выставка одной работы. И стоит ради этого забираться на север Испании? Да, потому что речь идет о "Тенях" — позднем, конца 1970-х, произведении Уорхола, которое впервые выехало за пределы США. Гастрольное турне "Тени" начали в прошлом году в Париже. Сейчас они добрались до Бильбао. Работа состоит из серии картин, всего 102 штуки, общая их длина — 130 метров, на протяжении которых в 17 цветовых вариантах узнаваемой уорхоловской палитры повторяется одна и та же тень. Она была перенесена на полотно с фотографии методом шелкографии, в качестве кисти выступала обычная швабра-губка. Поклонники Уорхола не поняли: король поп-арта — и вдруг предательская абстракция?! Но кураторы божатся, что это пародия на абстракционизм. Сам же художник говорил, что это никакое не искусство, а просто дискотечные декорации.

"Амедео Модильяни, взгляд изнутри"

Музей изобразительных искусств, Лилль, до 5 июня

У ретроспективы Амедео Модильяни в Музее изобразительных искусств в Лилле (LaM) столичный размах, а на севере Франции она проводится по одной простой причине. Одним из основателей LaM был французский меценат Роже Дютиель, в коллекции которого находилось около 10% всех произведений парижского итальянца.

Они познакомились в 1918 году на Монмартре, ровно за два года до смерти художника. Легенда гласит, что Модильяни переживал не лучшие времена: все картины он распродал, и ему ничего не оставалось, как предложить Дютиелю написать его портрет. Цена — 500 франков. В 2013 году на торгах Sotheby's за этот портрет не пожалели €6,5 млн. Остальные картины и рисунки из коллекции Дютиеля были переданы LaM и будут показаны на выставке. Всего же в Лилль приедет около ста произведений Модильяни, в том числе и скульптуры из французских музеев и частных собраний.

"Мировые потрясения"

Центр Помпиду, Мец, до 5 сентября

По изощренности и масштабу кураторских проектов Центру Помпиду в Меце нет равных. Новая выставка обращается к стихии, к ее божественной красоте и дьявольской разрушительной силе. Леонардо да Винчи, Уильям Тернер, Аньес Дене, Ричард Мизрах, Ларс фон Триер — двойственность природы вдохновляла творцов всех эпох. Особенно отличился XVIII век: на картинах романистов свирепствуют морские штормы и бури, истекают лавой вулканы, отчаянно летят каменные глыбы. Показывают кураторы и современные выходки природы. В первом зале, например, видео из деревни Дарваза в Туркмении, где с 1971 года горит газовый кратер. Его называют "Врата ада", и он страшно красив. Оксюморон, но точнее не скажешь.

100-летие дадаизма

Цюрих, Кунстхаус, до 1 мая

Национальный музей, до 28 марта

В Цюрихе с размахом празднуют столетие дадаизма. Его датой рождения считается 5 февраля 1916 года, когда "для своих" было открыто "Кабаре Вольтер". "Дада — новое направление в искусстве,— объяснял один из его основателей немецкий поэт Хуг Балль.— Об этом говорит уже то, что до сих пор никто ничего о нем не знал, а завтра о нем заговорит весь Цюрих. Слово "дада" взято из словаря. Интернациональное слово". Это слово сначала стало ответом европейских художников, писателей, музыкантов и философов, искавших спасения в нейтральной Швейцарии, на безумие Первой мировой войны, а затем и самым радикальным течением в искусстве XX века. О том, как это произошло, рассказывает масштабная выставка Dada Universal в Национальном музее, здесь же, в Цюрихе, в Кунстхаусе реконструируют так и не состоявшийся проект лидера дада Тристана Тцара, а в "Кабаре Вольтер" с ежевечерними представлениями грозятся "допраздноваться до безумия".

Подготовила Мария Сидельникова

Вся лента