Драгоценная сумочка, которая боится дождя
Белое вытянутое здание фабрики на окраине Флоренции, рядом с рекой Арно, — единственное место, где делают сумки под торговой маркой Bvlgari. Именно сюда привозят разноцветные кожи крокодилов, аллигаторов, скатов, ящериц, питонов, бизонов, карунгов — пресноводных змей, ягнят, телят, страусов... На фабрике работают сто человек, меньше половины из них заняты на производстве — через их руки проходят не только дорогие виды натуральной кожи, но еще и самоцветы и золото, из которых делают застежки и цепочки.
Основателем компания Bulgari был греческий ювелир Сотириос Булгарис — в начале 1880-х он открыл в Риме несколько ювелирных и антикварных магазинов. Собственно, ювелирным домом, где создаются роскошные драгоценные украшения, любимые звездами мировой величины, компания оставалась до 1990-х годов. Именно тогда началась диверсификация бизнеса, и сегодня компания выпускает духи, аксессуары из кожи и владеет несколькими отелями класса люкс. А название торговой марки пишется как Bvlgari — в старом латинском алфавите буква V идентична современной U. И в этой отсылке к прошлому есть некий намек: на богатую историю дома, бережное отношение к собственному наследию и старинным традициям.
Если говорить о традициях, то ручное производство чего бы то ни было сегодня ценится все дороже. Но заблуждаться не стоит — часть операций на флорентийской фабрике делается с помощью различных механизмов. Без этого не обойтись. (Поэтому в просторных цехах — площадь фабрик 5 тыс. кв. м — довольно шумно.) Хотя о механизации процесса говорить не приходится — каждый этап создания нарядной сумочки требует участия человека и точности его рук. В процессе изготовления одной модели нужно проделать от семи до девяти операций — каждой занимается отдельный специалист вместе с помощником. Работают только при естественном освещении — большие окна под кровлей расположены под определенным углом, над каждым столом — специальные светильники с мягким дневным светом.
Все, конечно, начинается с выкройки: отдельные части — крышку, боковины, донышко делают из бумаги. Потом создают прототип из плотного текстиля. Раскрой ценных кож делается мастером с точностью хирурга. В руках у него скальпель, безошибочными движениями, по линейке, он вырезает нужные детали. Честно говоря, больно смотреть, как первая бумажная выкройка будущей сумки кладется ровно посередине крокодильей шкуры, и после операции значительная часть кожи бывшего животного остается в отходах. На одну сумку, состоящую из пяти частей, требуется три крокодила! К слову, каждая шкура стоит €2 тыс. — так что материалы для производства только одной сумочки обходятся компании в €6 тыс. Надо сказать, что крокодилы, живущие в природе, находятся под охраной, поэтому крокодилью кожу, позже окрашенную в нужный для той или иной коллекции цвет, закупают на фермах, принадлежащих Франции. А что касается отходов, то они не пропадают — часть из них идет на мелкие сувениры (кошелечки для ключей, браслеты, которые разложены в цехе в отдельном месте), а 10% обрезков передается кооперативам, где люди с ограниченными возможностями делают из них мелкие изделия. Это, кстати, один из социальных проектов компании Bulgari. Все материалы для будущих сумок проходят различные тесты — до пяти тысяч раз изделие испытывают на качество, прочность, износостойкость, реакцию на различную температуру... А вот влаги сумочка боится, так что под дождь и снег вместе с ней лучше не попадать.
После раскроя следуют другие операции. Кожу полируют с помощью небольшого вращающегося диска из агата. Потом в специальных печах, похожих на большие микроволновки, придают каждой чешуйке крокодильей кожи так называемый кабошон-эффект, и она становится выпуклой. Дальше следует одна из самых впечатляющих процессов — каждую чешуйку с изнанки подклеивают вручную ее точной кожаной копией, чтобы укрепить форму кабошона. Для этого сначала делают фотокопию каждой детали, а потом используют скан как лекало для дублирования отдельных фрагментов "подложки".
На фабрике во Флоренции создают две коллекции сумок в год. Одной из самых популярных остается модель Serpenti на цепочке. Застежкой ей служит ювелирная деталь — головка змеи, украшенная вручную разноцветной перегородчатой эмалью, с глазами из полудрагоценных или поделочных камней — малахита, лазурита, аметиста. Разложенные в творческом беспорядке змеиные головы, еще до того как их прикрепят к застежке, выглядят вполне самостоятельными украшениями. И эта самодостаточность лишний раз подчеркивает ювелирные истоки бренда.