Террористов будут бить по паспорту

Франция хочет лишать их гражданства

Во французском парламенте обсужден один из ключевых вопросов новой конституционной реформы, предложенной президентом Франсуа Олландом и его социалистическим правительством. Решение парламента не так важно для обвиняемых в терроризме, как для французского президента, считает парижский корреспондент “Ъ” АЛЕКСЕЙ ТАРХАНОВ.

Президент Франции Франсуа Олланд

Фото: Charles Platiau, Reuters

Президент Франсуа Олланд пообещал бороться с убийцами. Одна из предложенных им мер — лишение французского гражданства тех, кто был обвинен в терроризме. Эта мера вызвала раскол не только в обществе, но и в рядах сторонников социалистов.

Норма о возможности лишения гражданства давно содержится в законах, однако до сих пор применялась редко и только в отношении тех, кто родился за границей и получил французский паспорт менее 15 лет назад, сохранив и свое первое гражданство (это не противоречит французскому законодательству).

Теперь же президент предлагает распространить возможность лишения гражданства на всех террористов, не делая различия, родились ли они во Франции или за рубежом и есть ли у них другой, первый паспорт. Проблема, однако, в том, что законы Франции и ее международные обязательства запрещают судебным властям плодить апатридов, то есть лиц без гражданства. А значит, отобрать французский паспорт можно лишь у того, у кого есть другой.

Правые устами Марин Ле Пен давно предлагали вообще запретить двойное гражданство. Зато левые тут же подняли шум. Как так может быть, что во Франции будут граждане первого и второго сорта? Пусть тогда лишают всех! К тому же для этого не надо менять конституцию, достаточно подправить Уголовный кодекс, в котором эта мера уже записана.

Столкнувшись с яростной критикой, президент и премьер пошли на хитрость и, скорее всего, уберут из текста поправок упоминание о двойном гражданстве. Тогда одни законы будут позволять в принципе отобрать паспорт, а другие — защищать обладателей единственного гражданства. Впрочем, власти от дебатов это не защитит. Хотя поддержка правых и центристов почти обеспечена, уже сейчас ясно, что левые проголосуют против.

Не желая представлять предложение президента, хлопнула дверью даже министр юстиции Кристиан Тобира — так что к депутатам отправился вместо нее премьер-министр Манюэль Вальс. За что другие представители левых и крайне левых готовы были обозвать его чуть ли не фашистом.

Дело в том, что символическую роль в дебатах играет тот факт, что лишение гражданства практиковалось во время Второй мировой войны профашистским правительством Виши. Аннулированы были паспорта тысяч евреев — выходцев в том числе из Испании, России, Португалии, Польши, натурализовавшихся перед войной во Франции. Эта же мера применялась к борцам движения Сопротивления и сторонникам «Свободной Франции», а в 1940 году — и на это с удовольствием указывают господину Вальсу — позволила лишить гражданства будущего президента Шарля де Голля.

Все говорит о том, что вопрос, вынесенный на усмотрение Национального собрания, при всем его кажущемся практическом смысле, — вопрос не о наказании террористов, а о спасении социалистов. Эксперты резонно задаются вопросом, сможет ли напугать смертника угроза посмертного лишения паспорта, и напоминают о том, что среди авторов последних терактов двойное гражданство было лишь у двоих. Но, если президент и премьер-министр не смогли бы провести решение через парламент, это в очередной раз показало бы их слабость. Правительство рисковало, но в итоге депутаты проголосовали за то, чтобы статья о лишении гражданства вошла в конституцию. Решено, что террорист «может быть лишен французского гражданства и связанных с ним прав, когда он осужден за преступление или покушение на преступление, направленное против жизненных интересов нации».

Вся лента